Философия античности вызывает непреходящий интерес исследователей уже самим фактом своего существования. Но это не единственная её привлекательность: в античности произошло заложение фундамента всего дальнейшего развития разных наук, которых на сегодняшний день мы имеем великое множество. Именно в эпоху античности были сделаны первые эмпирические открытия на предмет вопросов, волнующих сознание людей по сегодняшний день – создание мира, формы материи, первичность бытия или сознания и много другого.
Античная философия лежит в основе всего последующего развития философской мысли.
Опираясь на научное наследие мыслителей античности, ученые последующих эпох вносили посильный вклад в полученное наследство, и таким образом шло формирование науки. Многие вопросы, поставленные в эпоху античности, до сих пор актуальны.
Космоцентрический характер древнегреческой философии
Культурное развитие античного мира стало рубежом, разделившим в понимании человека такие категории, как Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, «логику вещей» и «логику слов и мыслей». Именно в период древнегреческой цивилизации произошло осознание возможности освоения мира во всех сферах и формах деятельности человека и на основе его собственных законов.
На основе поздней древнегреческой мифологии выработалось представление о космосе, впоследствии ставшее основой концепции рационального познания мира.
Космос представал в понимании античных философов материальной одухотворенной организацией, живым целым, стихийно образованным из неорганизованного хаоса.
Космос – гармоничное, симметричное, ритмически устроенное целое, находящееся в постоянном становлении, изменении, совершенствовании. Космосу присуща способность периодического возвращения в состояние хаоса и нового возрождения.
Представление о том, что не космос создан богами, а боги созданы Космосом «из себя»,
открыла возможность возникновения рационального познания природы. Принимаемая вещественно-телесная, пластическая сущность космоса обусловила возникновение рационального отражения естественных закономерностей мира, в античной философии происходит завершение разделения объекта и субъекта, формируются теория взаимоотношений «человек–мир», принципы познания законов природы, ее структуры, организации бытия.
Проблемы первоначала, становление диалектики
Первая наиболее фундаментальная проблема – проблема того первоначала, из которого всё возникает и в которое всё возвращается – была сформулирована представителями Милетской школы (или милетцами).
Вопрос о субстанции, первоначале мира стал возможен при условии идеи математического доказательства, на уровне представления о процедуре обоснования знания
В целом античная философия, начав с проблем мироздания, поэтапно добавляла в объект своего рассмотрения человека как творения природы, взаимоотношения человека и общества, государства; постепенно добавлялись вопросы этики и эстетики, науки, религии. Причем античная философия, поставив в том числе объектом своего изучения религию, открыто противопоставляла себя стилю религиозного мышления. Именно в античности был заложен фундамент философского мышления на все последующие века.
Начав свое существования с рассмотрения проблемы о первоосновах мира, греческая философия предлагала решение данной проблемы в духе наивного материализма, т.к. видела эти основы в «простейших стихиях», т.е. в простейшем веществе.
Заказать статью по философии у экспертов биржи Студворк!
Комментарии