Человечество на протяжении всего его развития интересует вопрос, поставленный в основу философского знания, – вопрос о сотворении мира, познании действительности. Изучение осуществляется в многопроективном формате, а полученная информация и выводы так же многопроективно отражаются в сфере человеческой деятельности, – от начальных форм устного народного творчества до результатов научных исследований, – в зависимости от уровня развития человеческого знания и возможностей.
Миф как первоначальная форма отражения знания
Это повествование, в котором воспроизводится представление человека конкретного этноса об окружающем мире и своём месте в нем, о происхождении всего сущего, включая божественное и героическое.
Это культурное выражение мироощущения в условиях режима одновременности восприятия и мышления, миропонимания людей дофилософского уровня развития человечества. Миф – способ выражения общественного сознания древнего общества, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой нашли соединение начала знаний, элементы верований, политических взглядов, искусства в его видовом разнообразии, собственно философии, – он стал единой, синкретической формой сознания, выражающей понимание и восприятие мира тогдашней эпохи. Мифы разных народов имеют много общего и в своей структуре, и в своем содержании. Совокупность мифов стала впоследствии частью этнокультуры, получившей название мифологии, а также вопросами философии.
Не будучи ни искусством, ни религией, ни философией, ни наукой, но представляя собой всё вместе взятое, миф стал основой для системы ценностей, принятой в данном обществе и актуальная для общества современного.
В мифах поставлены вопросы, решаемые по сегодняшний день философией, наукой и религией, отраженных в искусстве – поиск единых оснований природы и человека, природы и общества.
Виды мифов
Основными видами мифов принято считать:
– космогонические (по сути являющиеся синтезом первозданных наук), в которых рассказывается о возникновении мира и Вселенной; подразделяются на
мифы развития, основанные на эволюционном подходе к развитию всего сущего,
мифы творения, основанные на божественном, сверхъестественном происхождении мира;
а также на восточные, западные и славянские.
– антропологические, повествующие о происхождении человечества и общества и по сути являющиеся составной частью мифов космогонических;
– культурно-героические, где говорится о происхождении и внедрении тех или иных культурных аспектов;
– эсхатологические, повествующие о «конце света».
Религия: понятие, виды, взаимосвязь с мифом
Это духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, выраженный системой человеческих норм и ценностей, основанных на вере в высший, сверхчеловеческий порядок, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.
Однозначное определение данного термина отсутствует, – ввиду спорной этимологии слова. По сути религия является мироощущением, отраженном в поведении и действиях человека, основанным на вере в нечто превосходящее понимание и сверхъестественное, или священное. Начало и смысл любой религии – вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.
Предпосылки появления религии:
– попытки человека выйти за границы этого мира в своём стремлении найти спасение и утешение от тягот и несправедливости;
– невозможность человека объективно оценить мир, объяснить происхождение земной жизни естественными законами;
– уверенность человека в том, что наличие разных событий и происшествий религиозного характера дают подтверждение существованию Бога.
Религия выступает и в субъективно-личностном аспекте, – как вера индивида, принадлежность к той или иной конфессии, и в аспекте объективно-общем, как институциональное явление.
Виды религий
Древние формы религии: тотемизм, магия, фетешизм, анимизм, шаманизм.
Мировые религии:
- христианство
- православие
- католицизм
- протестантизм
- ислам
- суннизм
- шиизм
- буддизм
- хинаяна
- махаяна.
Национальные религии: индуизм; конфуцианство; даосизм; иудаизм; сикхизм; синтоизм; язычество.
На сегодняшний день отмечены и новые религиозные течения.
Общие и отличительные черты мифа и религии
Источники религии и мифа имеют разную основу: религия возникла по причине бессилия человека объяснить природные и социальные явления; миф сформировался в результате потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Выражаются религия и мифология в формах, обусловленных и общим уровнем общественно-культурного развития, и конкретно-историческими факторами.
Мифология в истории религии выступает «поставщиком» материала для содержания религиозных верований, но не является основным элементом религии. Основой древних религий стали не верования и догматы, а обряды и ритуалы при обязательном участии человека – члена общины. Во многих религиях мифы – второстепенный, необязательный, порой несущественный элемент. Вера в миф не обязательна.
Но при разных основах общей базовой чертой и в мифологии, и в религии является фантазия.
Взаимосвязь и отличия искусства, философии и науки
Искусство по сути является формой общественного сознания, трансляцией опыта человечества посредством художественных образов. Также понятие «искусство» означает мастерство, умение.
Оно предлагает одну из древнейших форм знания – художественное, предстающее личностно-субъективным отображением мира посредством художественных образов и ориентирует потребителя на художественный идеал. Искусство зависимо от исторических изменений, от эпохи, а также от способностей творца художественного процесса, его личностных качеств. Вместе с тем художественный образ, являясь основной матричной единицей искусства, выступает элементом научного исследования. В этом проявляется родственность науки и искусства. В то же время науки и научного знания общезначимы или внеличностны, в науке отражен мир в системе понятий, способов и правил построения знания, а в искусстве, которое является знанием художественным, человек проявляет свою индивидуальность, закрепляет собственное личностно-эмоциональное видение мира.
Философия и наука
Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту.
Её воздействие на бытие выражается в формировании новых идеалов, норм и культурных ценностей.
В процессе развития философии сформировались её основные разделы:
- онтология,
- гносеология,
- диалектика,
- логика,
- этика,
- эстетика,
- антропология,
- социальная философия,
- история философии,
- философия религии,
- методология,
- философия науки и пр.
В качестве главных тенденций развития философской мысли выступает осмысление проблем мира и места человека в мире, судьба цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык и др.
Философия изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления. Основное её отличие от других сфер познания в том, что в философии путь к результату так же значим, как и сам результат. Основной вопрос философии сформулирован как отношение мышления к бытию (человека к миру). С учетом научных данных философия рассматривает вопрос о сущностном смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия, а также стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Направленная на выявление достоверных основ, могущих быть точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального, философия очерчивает вопросы, которыми начинается или заканчивается отдельная область познания.
Наука как форма общественного сознания направлена на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания.
Целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Приоритетом в науке является выработка и систематизация строгих, обоснованных объективных знаний о действительности.
В соотношении науки и философии очевидны различия в понятийном аппарате. Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей.
Специфика философского знания
В основу специфики философского знания положена его двойственность.
Это означает что философия не является знанием научным, в то же время обладая присущими научному знанию чертами, – такими, как предмет, методы, логико-понятийный аппарат.
Специфической чертой философского знания является теоретическое мировоззрение, т.к. философия обобщает ранее накопленные человеческие знания. Особый интерес представляет предмет философии, поскольку исследует три направления: природу, человека и общество, а также деятельность в системе «человек-мир». Субъект познания философии рефлексивный – не только окружающий мир, но и само философское знание.
Следует отметить и сложную структуру философии. Обобщая и объединяя другие науки, философия обеспечивает их базовыми идеями.
Философии присущ субъективизм, т.к. её развитие находится в зависимости от мировоззрения и личности отдельных философов.
Представляя собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи, философское знание динамично, т.е. оно развивается, изменяется и обновляется, решая круг проблем, не разрешенных на текущий момент логическим путем.
В процессе исследования взаимосвязи и отличий мифа, искусства, религии, философии и науки были сделаны следующие выводы.
Все вышеперечисленные понятия есть формы отражения и восприятия человеком действительности. Миф и религия – дофилософские, донаучные формы отражения и восприятия человеком окружающего мира. Имея разные основы (миф – потребность объяснить, религия – невозможность объяснить), они имеют между собой и общее – фантазийность, желание выразить отношение. Искусство являет собой предметное выражение восприятия действительности. Философия изучает законы окружающего мира, общества и мышления с целью их понимания. Наука постигает мир предметно, фиксировано, с точными определениями и понятиями с целью практического применения. Все понятия связаны человеческой деятельность, попыткой и стремлением познать и объяснить мир.
На Студворк вы можете заказать статью по философии онлайн у профильных экспертов!
Комментарии