Период древней философии ограничивается от времени её возникновения, что датируется VII веком д.н.э, и падением Римской империи. Прописана древняя философия в Книге Перемен, где человек и практика заботы о нем прописаны как центральная мысль. На основе древних философских мыслей развивались философские концепции, действующие и сейчас.
Понятие, сущность, содержание
Одна из наиболее древних и самобытных философий – индийская (ок. II в.д.н.э.). Индия в древности занимала огромные территории на азиатском континенте. Рано возникшие наука и культура, а также письменность обусловили сохранность древнеиндийских основ философии. По сути, философия Древней Индии – самая древние из изученных сегодня философских изысканий.
Аналогично другим древним философиям, не имеющая научной базы и опирающаяся в своих выводах на наблюдениях и чувствах/ощущениях, древнеиндийская философия ставила первостепенной задачей изучение человека, его тела и души, объяснения разных явлений в его жизни.
Изыскания философов Древней Индии сохранены в Ведах.
Школы древнеиндийской философии
Существенно высокое развитие Древней Индии, в том числе в сфере труда, обусловило формирование новых экономических отношений, нравственное совершенствование человека, возникновение новых знаний. Это стало причиной расслоения общества на касты, откуда и взяли начало разные течения философских школ, одни из которых поддерживали изложенное в Ведах, а другие опровергали.
Ортодоксальные школы – придерживались философии Вед, их приверженцы верили в трансцендентность мира (продолжение жизни после смерти). Существует несколько направлений ортодоксальной школы, наиболее известным из которых является йога.
Неортодоксальные школы – не придерживались Вед, представители данных школ считались атеистами. Но все же последователи наиболее известного направления – буддизма, а также джайнизма, верили в продолжение жизни после смерти, а представители Чарвака (Локаята) отрицали существование какого-либо иного мира, кроме материального.
Духовное постижение Космоса и человека
Концептуальный подход к проблеме человеческого бессмертия в древнеиндийской философии характеризуется её исследованием в контексте космологического мироустройства.
Космоцентрические «ведические» традиции представляют человека как часть космоса, часть единой живой и мыслящей системы мироздания.
Человек подобен космосу, он как и космос обладает физической и духовной субстанциями (т.е. душой и телом), – следовательно, цель его жизни – соединение с духовной субстанцией космоса. Т.е. человек выступает микрокосмом и тождественен макрокосму.
Статья по философии на заказ от проверенных исполнителей!
Комментарии