Философское понятие культуры

Содержание

  1. 1. Подходы к изучению философии
    1. 1.1. Аксиологический подход
    2. 1.2. Системно-деятельностный подход
    3. 1.3. Семиотический подход
    4. 1.4. Психоаналитический подход
    5. 1.5. Игровой подход
  2. 2. Тест по теме «Философское понятие культуры»
Тест: 3 вопроса
1. Представителями Игрового подхода к изучению философии были:
Х. Гадамер, Г. Маркузе
Г. Францев, А. Тойнби
О. Шпенглер, М. Каган
2. Когда возник Аксиологический подход к изучению философии?
во второй половине ХХ в
в V в.
такого не существует
3. Как рассматривает культуру Семиотический подход?:
как специфический подход в решении тех проблем, которые стоят перед обществом
как сложившийся формальный механизм регуляции бессознательных психических процессов
как систему знаков, основная задача существования которой состоит в передаче социального и исторического опыта жизни от старших поколений к новым

В самом общем смысле культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. В более узком смысле под культурой понимают совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Наиболее важные компоненты культуры: язык, письменность и иные знаковые системы общения между людьми. Культура передается от человека к человеку в процессе воспитания и обучения, в то же время это созидательный результат деятельности человека.

В понятие культуры входят убеждения, ценности мысленные установки, «шаблоны» деятельности, ритуалы и т.д.

В философии различают понятия «культура» и «цивилизация». Они пересекаются, но различны. Например, И. Кант считает началом цивилизации установление общих правил, обязательных для исполнения. Культура же, кроме цивилизованного поведения как основы, предполагает наличие нравственности. По Канту, это соблюдение правила: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе». В дальнейшем О. Шпенглер и А. Тойнби высказали мысли о том, что цивилизация является высшей стадией развития культуры, расцвет и начало заката. Культурные нормы закостеневают, становятся догматичными и неподходящими для ответа на новые вызовы природы, обществу и цивилизация разрушается.

Подходы к изучению философии

Концептуальные подходы к определению сущности и изучению культуры в философии следующие: аксиологический, системно-деятельностный, структурно-семиотический, психоаналитический, экзистенциально-герменевтический, игровой и др.

Аксиологический подход

Аксиологический подход возник во второй половине ХХ века.

Его базовый посыл состоит в том, что культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г.П. Францев).

Изучая эти ценности мы можем составить представление о культуре прошлого и настоящего, однако на изучение культуры прошлого начинает существенно влиять «ошибка выжившего», т.е. в рамках этого подхода мы ничего не можем сказать о тех ценностях, материальные свидетельства или письменные источники о которых до нас не дошли.

Системно-деятельностный подход

Позже, в 70-х годах формируется системно-деятельностный подход (М.С. Каган, В.Е. Давидович и др.).

Культура в этом подходе рассматривается как специфический подход в решении тех проблем, которые стоят перед обществом.

Например, обеспечение едой может осуществляться охотой и собирательством, а может на основе сельского хозяйства с высокой степенью механизации труда. В этом подходе специфическими чертами культуры оказываются именно то, каким именно образом и с помощью каких инструментов, технологий происходит деятельность исследуемого общества.

Семиотический подход

Семиотический подход (Ф. де Соссюр, Р.О. Якобсон и др.).

Этот подход рассматривает культуру как систему знаков, основная задача существования которой состоит в передаче социального и исторического опыта жизни от старших поколений к новым.

Ключевыми понятиями в этом походе выступают: «социальная информация», «коммуникация», «смысл», «текст». Специфическими чертами каждой культуры выступают «культурные коды» – наиболее устойчивые понятия, являющиеся исходными для всей остальной системы.

Психоаналитический подход

Психоаналитический подход (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.) состоит в понимании культуры как общественного механизма для контроля за энергией либидо, формами его выражения и реализации.

Культура выступает как сложившийся формальный механизм регуляции бессознательных психических процессов. Аспект применения разума в культуре рассматривается как малозначимая приспособительная реакция человека к требованиям общества.

Игровой подход

Игровой подход (Й. Хейзинг, Х.-Г. Гадамер, Г. Маркузе и др.) рассматривает игру, как конститутивный способ реализации и самовоспроизводства культуры.

Культура при этом ограничивается сферой нравственно-эстетических ценностей, способы и результаты духовной деятельности.

Игра как комплекс правил, а также нарушения правил игры выступают как неотъемлемые компоненты любой человеческой деятельности, как движущая сила исторического прогресса общества. В процессе игрового взаимодействия происходит переход от чисто природной, животной составляющей человека к феномену появления культурного измерения человеческого бытия.

Таким образом, культура – это всегда человеческий опыт, который воплощается как в исключительно духовной сфере, например программах поведения, так и в области материальной, например архитектуре. Но в большинстве случаев затрагивает обе эти области, например, ритуалы, трудовая деятельность и т.д. Главной особенностью культурной составляющей общества является то, что она воспроизводится и передается следующим поколениям.

Не знаете, где заказать написание статьи по философии на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!

Тест по теме «Философское понятие культуры»

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир