V—IV вв. до н.э. стали временем расцвета классической античной философии. Это было время появления оригинальных философских учений, значительная роль среди них принадлежала учению софистов и Сократа.
Софисты
Термин «софист» в переводе с древнегреческого означает «мудрец», «знаток». Данное определение закрепилось за представителями философской школы, занимавшихся преподаванием ораторского искусства, красноречия и искусства ведения спора.
Принято выделять:
- старших софистов: Протагор, Горгий, Гипий, Продик и т.д. (вторая половина V в. до н.э.)
- младших софистов: Ликофрон, Алкидамант и др. (первая половина IV в. до н.э.)
Основные черты философии софистов:
- релятивизм: все в мире относительно, в том числе добро и зло;
- субъективизм: человек – мера всех вещей, истина для всех понятий и явлений; отрицание объективных явлений;
- скептицизм и нигилизм: критическое отношение к традициям, нормам, в том числе и нормам морали, которые также считались условными и относительными.
Софисты подвергались критике уже в античную эпоху за то, что, во-первых, превратили свою философию в источник заработка, давая платные уроки; во-вторых, следовали не принципам истины и логики, а обучали эффективному использованию различных уловок и приемов – софизмов – для того, чтобы сбить оппонента с толку и победить в споре.
Таким образом, мудрость не была истинной. Их интересовала не истина сама по себе, а выгода от доказательства нужного положения — в суде, на собрании, в споре. Поэтому в последующем слово «софист» стало приобретать негативный оттенок.
Сократ
К числу софистов принято относить выдающегося древнегреческого философа – Сократа, но его учение во многом отличалось от учения софистов:
- основной метод сократовской философии – «майевтика» - поиск истины путем цепочки логических умозаключений; задача философа – не дать человеку готовую истину, а помочь ему самому прийти к этой истине;
- истина достигалась в процессе диалога или дискуссии в форме «вопроса-ответа». К концу диалога должно было достигаться определение истины, как не противоречащей самой себе. Проявлялось это в том, что оппонент приходил к противоречию себе и исходным тезисам, на что и обращал внимание Сократ. Подобный подход назывался диалектикой.
Этика Сократа
Важнейшей частью философии Сократа была этика – учение о нормах морали.
В отличие от софистов Сократ решил — и словом и делом — учить людей «добродетели как таковой», безотносительно к софистическим частностям и условностям.
В центр своей философии Сократ поставил тему человека, проблемы добра и зла, жизни и смерти, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.
В его этике добродетель тесно связана с познанием. Сократ учил, что деятельность человека всецело определяется его понятиями о благе, о доблести, о справедливости и целями, которые вытекают из этих понятий. Сущностью человека Сократ видел в его душе.
Душа человека, по Сократу, — это в первую очередь разум, соединенный с нравственностью. Если человеку ведомо, что есть добро, то он не может совершать зло, так как знанием предполагается нравственность.
Освобождаясь от незнания и неведения с помощью философии, человек освобождается и от зла.
Образ жизни Сократа, политические и нравственные коллизии его судьбы, популярный стиль философствования, гражданское мужество и доблесть, трагический конец — окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Под влиянием его учения сложилось несколько «сократических» школ, среди которых была и знаменитая Академия Платона.
Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по философии по низкой цене!
Комментарии