Философия ХХ века

Содержание

  1. 1. Герменевтика
  2. 2. Структурализм
  3. 3. Постструкурализм
  4. 4. Тест по теме «Философия ХХ века»
Тест: 3 вопроса
1. Кто ввел термин «историчность»?
В. Дальтей
Р. Барт
М. Фуко
2. Выберите верный основополагающий тезис философской герменевтики:
бытие без наблюдающего его субъекта
язык является основой мышления
человек есть существо, бытие которого заключается в понимании
3. В каких годах сформировался Постструктурализм?:
70-80 гг.
50 гг.
50-60 гг.

Герменевтика

Возникновение философской герменевтики к середине ХХ века означало, что из учения о методе познания она превращалась в учение о бытии. Герменевтика выросла из теории толкования и понимания текстов.

«Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании» – так формулируется основополагающий тезис философской герменевтики.

Термин «историчность» был введен В. Дальтеем. Первоначально он фиксировал отличие человека («духа») от всей остальной природы, бытие которой не имеет истории. М. Хайдеггер изменяет это значение: не изменчивость сущего во времени, но сущностная событийность человеческого существования и его изначальная соотнесенность с традицией. Содержанием традиции выступают смыслы бытия. Сама традиция, в контексте герменевтической феноменологии Хайдеггера, представляет собой традицию понимания (смыслов) бытия.

М. Хайдеггер видит сложность в объективной оценке текста в том, что толкователь, он же читатель текста имеет некоторое предварительное мнение о тексте, через которое его воспринимает. Более того, поскольку текст воспринимается последовательно, то каждый последующий смысловой участок текста воспринимается через призму уже прочитанных частей. Таким образом, понимание того или иного текста основывается не столько на его фактическом содержании, сколько на той культуре к которой принадлежит читатель, на том какой язык он использует для прочтения текста (это особенно важно для живописи, музыки и других мало формализованных «текстов»).

Структурализм

Основными представителями философского структурализма являются Р. Барт, Ю. Лотман, М. Фуко, К. Леви-Стросс. Становление структурализма включает 4 этапа:

  1. становление метода (в структурной лингвистике Р. Якобсон, Р. Трубецкой, Р. Барт, Ф. де Соссюр);
  2. распространение метода (культурология Ю. Лотмана в Эстонии), (этнография К. Леви-Стросса, психоанализ Ж. Лакана, литературоведение Р. Барта, истории науки М. Фуко во Франции)
  3. размывание метода;
  4. критика и самокритика.

Основанием для переноса структурального подхода с языка на все остальные явления культуры является утверждение о том, что язык является основой мышления. Леви-Стросс приходит к выводу, что культура обладает строением подобным строению языка. Логическая модель языка соотносится со структурой отношений в обществе носителей этого языка. По мнению Леви-Строса, между мифологическим мышлением далекого прошлого и мышлением современных развитых народов нет качественного различия.

Ядро философской герменевтики составляет теория понимания и интерпретации, становление которой в начале XIX века связано с именами немецких мыслителей Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.

Ф. Шлейермахер выдвинул проблему понимания иного сознания, чужого «Я».

Постструкурализм

Постструктурализм сформировался в 70-80-х годах. Это философское направление также рассматривает в качестве основного объекта явления культуры без субъекта. Но решаются другие задачи нежели в структурализме.

Если для структурализма вне «текста» не существует ничего, то постструкуралисты пытаются рассматривать бытие без наблюдающего его субъекта.

В качестве основного метода расширения горизонтов философской мысли предлагается деконструкция. Автор этого термина Деррида рассматривает его как единственный способ преодоления навязанных культурой человеку смыслов с помощью глубинного анализа.
Отсюда постструктурализм методически связывается с посмодернизмом или постмодернистской ситуацией в философии.

Главной чертой здесь выступает отказ от презумпции существования «субъекта» как такового.

Действующим и воспринимающим началом объявлется текст и его выразительные средства, а понятие «субъекта» относится только к традиции описания реальности. На деле же любой «текст» – это не правда человека, а правда языка, на котором этот текст пишется.

Не знаете, где заказать написание статьи по философии на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!

Тест по теме «Философия ХХ века»

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир