Цель анализа расходов на продажу состоит в расчете динамики, структуры и удельного веса каждой статьи расходов для выявления обоснованности таких расходов и направлений их оптимизации.
Исходя из цели, задачами анализа расходов на продажу являются:
- расчет динамики элементов расходов на продажу;
- расчет темпа прироста расходов на продажу;
- расчет удельного веса расходов на продажу.
Методика анализа расходов на продажу
Анализ расходов на продажу осуществляется, как в общем, по организации, так и в разрезе структурных подразделений (магазинов, точек реализации и т.д.).
По каждому объекту расходов на продажу, выделяются элементы расходов, например:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- расходы на содержание помещений и т.д.
Данные показатели анализируются в динамике, для чего рассчитывают показатель отклонений в отчетной единице измерения (в рублях) и в процентном соотношении (темп прироста).
Так отклонения в отчетной единице измерения (абсолютный прирост ()) осуществляются по следующей формуле:
где
– показатель в текущем периоде;
– показатель в базовом (сравниваемом) периоде.
Темп прироста определяется по следующей формуле:
Пример расчета данных показателей представлен в таблице 1
Таблица 1 – Динамический анализ расходов на продажу
Элементы расходов на продажу | 2018 г., тыс. руб. | 2017 г., тыс. руб. | Абсолютный прирост, тыс. руб. | Темп прироста, % |
---|---|---|---|---|
Материальные расходы | 14654 | 12440 | 2214 | 17,8 |
Расходы на оплату труда | 1242 | 1574 | -332 | -21,1 |
Расходы на содержание объектов учета | 177 | 284 | -107 | -37,7 |
Всего | 16073 | 14298 | 1775 | 12,4 |
Так, анализируя, полученные результаты, можно увидеть рост абсолютных показателей материальных расходов на 2214 тыс. руб. и на 17,8 процентов. Расходы на оплату труда снижаются на 332 тыс. руб. и на 21,1 процент. Также снижаются и расходы на содержание объектов учета на 107 тыс. руб. или на 37,7 процентов.
Полученные результаты сопоставляются с показателями динамики выручки от реализации. Если динамика положительная, то снижение расходов, демонстрирует их оптимизацию в отчетном периоде. Если динамика выручки отрицательная, а расходы на продажу увеличиваются, следует проанализировать такие расходы более детально. Например, они могут быть обоснованы, расходами на открытие новых торговых точек.
Также в анализе расходов на продажу анализируется удельный вес () каждой статьи расходов по следующей формуле:
где
– элемент расходов на продажу (материальные, на оплату труда и т.д.);
– общий итоговый показатель расходов на продажу.
В таблице 2 приведен пример расчета удельного веса элементов расходов на продажу.
Таблица 2 – Расчет удельного веса элементов расходов на продажу.
Элементы расходов на продажу | 2018 год. тыс. руб. | Удельный вес, % | 2017 год. тыс. руб. | Удельный вес, % |
---|---|---|---|---|
Материальные расходы | 14654 | 91,2 | 12440 | 87,0 |
Расходы на оплату труда | 1242 | 7,7 | 1574 | 11,0 |
Расходы на содержание объектов учета | 177 | 1,1 | 284 | 2,0 |
Всего | 16073 | 100,0 | 14298 | 100,0 |
Так, можно отметить, что наибольший удельный вес составляют материальные расходы – 91,2 процента в 2018 году и 87 процентов в 2017 году. Динамика изменений удельного веса характеризует политику формирования расходов на продажу в организации.
Заказать статью по бухучету у экспертов биржи Студворк!
Комментарии