Цель анализа материально-производственных запасов зависит от вида анализируемых запасов.
Так, цель анализа сырья и материалов состоит в объемах их покупки и использования в производстве.
Цель анализа готовой продукции состоит в анализе ее себестоимости, объемов выпуска и реализации.
Цель анализа товаров состоит в анализе товарооборота по видам товаров и прочим составляющим, например, сезонность продаж.
Методика анализа сырья и материалов
Для анализа сырья и материалов, прежде всего, осуществляется анализ динамики поступления и списания данных активов. Также анализируется динамика остатков сырья и материалов в организации на отчетные даты. Результатом такого анализа может быть выявление излишнего «затаривания» складов.
Для конкретизации затрат на приобретение сырья и материалов, анализируются цены поставщиков для выбора наиболее оптимальных цен.
Методика анализа готовой продукции
Для анализа готовой продукции, анализируют следующие показатели:
- соответствие объемов выпуска, планируемым показателям;
- соответствие объемов реализации, планируемым показателям;
- отклонения выпуска и реализации готовой продукции по сравнению с предыдущими периодами;
- состав себестоимости каждого вида готовой продукции;
- отклонения элементов себестоимости готовой продукции по сравнению с предыдущими периодами;
- отклонения валового дохода по реализации каждого вида готовой продукции.
Методика анализа товаров
Для анализа товаров, анализируют следующие показатели:
- анализ цен поставщиков по каждому виду товаров;
- анализ объемов поступления товаров в организацию;
- анализ розничного и оптового товарооборота;
- динамика остатков товаров на отчетную дату за несколько аналогичных периодов;
- анализ сезонности реализации товаров по видам.
Показатели для анализа материально-производственных запасов
Для анализа всех видов запасов в организации используются следующие показатели:
Показатель абсолютных отклонений рассчитывается в рублях (стоимости запасов) как разница между базовым и текущим показателем. Базовым показателем выступают:
- показатели предыдущего периода;
- плановые или нормативные показатели.
Например:
- остатки товаров на начало периода – 2598 руб.
- остатки товаров на конец периода – 3271 руб.
Абсолютные изменения: 3271-2598 = 673 руб.
Показатель темпа роста рассчитывается в процентах, как соотношение роста (уменьшения) между базовым и текущим показателем.
Например:
- остатки товаров на начало периода – 2598 руб.
- остатки товаров на конец периода – 3271 руб.
Темп роста: 3271:2598×100 = 125,9%.
Для анализа состава сырья и материалов в составе готовой продукции может использоваться удельный вес каждого вида материалов.
Например:
- материал А – 125 руб.
- материал Б – 82 руб.
- материал В – 24 руб.
Удельный вес каждого материала составит (таблица1):
Материал | Сумма, руб. | Удельный вес(формула расчета) | Удельный вес, % |
---|---|---|---|
материал А | 125 | 125×100:231 | 54 |
материал Б | 82 | 82×100:231 | 36 |
материал В | 24 | 24×100:231 | 10 |
Итого | 231 | Х | 100 |
Заказать статью по бухучету у экспертов биржи Студворк!
Комментарии