Цель анализа товарооборота в торговой организации состоит в определении обоснованности политики реализации товаров.
Исходя из цели, анализ товарооборота содержит следующие задачи:
- определение оптимального соотношения номенклатуры реализуемых товаров;
- определение оптимального соотношения себестоимости товаров и цен реализации;
- определение уровня сезонности продаж;
- определение товарного баланса товарооборота за несколько периодов.
Методика анализа товарооборота
При анализе товарооборота осуществляется расчет различных показателей.
Прежде всего, рассчитывается динамика товарооборота в действующих и сопоставимых ценах за несколько периодов. В данном анализе рассчитывается темп роста – показатель процентного соотношения показателя текущего периода по отношению к предыдущему или базисному периоду.
Например, если анализируются показатели за 2016-2018 гг., то 2016 год является базисным, 2017 год – является предыдущим периодом, а 2018 год – текущим (отчетным) периодом.
Формула расчета следующая:
где
– товарооборот в текущем (отчетном)периоде;
– товарооборот в базисном периоде;
– товарооборот в предыдущем периоде.
Фактический товарооборот в сопоставимых ценах, определяется с учетом индекса цен за соответствующие годы деятельности торговой организации.
Так, определение объема товарооборота, который сопоставлен с ценами продажи (), осуществляется по формуле:
где
– фактический товарооборот за -тый период;
– средний индекс изменения потребительских цен на товары за i-тый период в сравнении с базовым периодом.
Следующим показателем является расчет удельного веса реализации товара по месяцам.
Удельный вес определяется по отношению к общей сумме реализации. Пример расчета удельного веса представлен в таблице 1:
Таблица 1– Товарооборот по месяцам
месяц | 2018 год. Сумма, тыс. руб. | Удел. вес, % | 2017 год. Сумма, тыс. руб. | Удел. вес, % | Отклонение (±), тыс. руб. | Темп роста, % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 16545 | 15,4 | 14875 | 14,8 | 1670 | 111,2 |
2 | 12482 | 11,6 | 10689 | 10,6 | 1793 | 116,8 |
3 | 1241 | 1,2 | 2541 | 2,5 | -1300 | 48,8 |
4 | 1487 | 1,4 | 12680 | 12,6 | -11193 | 11,7 |
5 | 14879 | 13,9 | 9876 | 9,8 | 5003 | 150,7 |
6 | 12546 | 11,7 | 8457 | 8,4 | 4089 | 148,4 |
7 | 8751 | 8,2 | 5698 | 5,7 | 3053 | 153,6 |
8 | 12578 | 11,7 | 11782 | 11,7 | 796 | 106,8 |
9 | 1247 | 1,2 | 2150 | 2,1 | -903 | 58,0 |
10 | 2687 | 2,5 | 3387 | 3,4 | -700 | 79,3 |
11 | 12988 | 12,1 | 9874 | 9,8 | 3114 | 131,5 |
12 | 9784 | 9,1 | 8521 | 8,5 | 1263 | 114,8 |
Итог | 107215 | 100,0 | 100530 | 100,0 | 6685 | 106,6 |
При анализе товарооборота, кроме показателей удельного веса, рассчитываются отклонения в показателях товарооборота в рублях, а также темп роста.
Данный анализ также проводят в разрезе каждой номенклатуры товаров или номенклатурных групп.
Показатели анализа товарооборота по месяцам помогают спланировать объемы закупок товаров.
На следующем этапе осуществляют расчет показателей товарного баланса, где путем суммирования и вычитания определяют такие показатели как:
- остаток на начало периода;
- объемы поступлений товаров;
- объемы реализации (выбытия) товаров;
- остаток товаров на конец периода.
Полученные показатели за несколько периодов также оцениваются в динамике с помощью показателей отклонений и темпа роста.
Заказать статью по бухучету у экспертов биржи Студворк!
Комментарии