Анализ товарооборота

Содержание

  1. 1. Методика анализа товарооборота
  2. 2. Тест по теме «Анализ товарооборота»

Цель анализа товарооборота в торговой организации состоит в определении обоснованности политики реализации товаров.

Исходя из цели, анализ товарооборота содержит следующие задачи:

  • определение оптимального соотношения номенклатуры реализуемых товаров;
  • определение оптимального соотношения себестоимости товаров и цен реализации;
  • определение уровня сезонности продаж;
  • определение товарного баланса товарооборота за несколько периодов.

Методика анализа товарооборота

При анализе товарооборота осуществляется расчет различных показателей.

Прежде всего, рассчитывается динамика товарооборота в действующих и сопоставимых ценах за несколько периодов. В данном анализе рассчитывается темп роста – показатель процентного соотношения показателя текущего периода по отношению к предыдущему или базисному периоду.
Например, если анализируются показатели за 2016-2018 гг., то 2016 год является базисным, 2017 год – является предыдущим периодом, а 2018 год – текущим (отчетным) периодом.

Формула расчета следующая:
Темпроста=ТОтек:ТОбаз(ТОпр.)×100Темп роста = ТО_{тек}:ТО_{баз} (ТО_{пр.})×100

где

ТОтекТО_{тек} – товарооборот в текущем (отчетном)периоде;
ТОтекТО_{тек} – товарооборот в базисном периоде;
ТОпрТО_{пр} – товарооборот в предыдущем периоде.

Фактический товарооборот в сопоставимых ценах, определяется с учетом индекса цен за соответствующие годы деятельности торговой организации.

Так, определение объема товарооборота, который сопоставлен с ценами продажи (ТсцТ_{сц}), осуществляется по формуле:

Тсц=Тфі/ІціТ_{сц}=Т_{фі}/І_{ці}

где

ТфiТ_{фi} – фактический товарооборот за ii-тый период;
IцiI_{цi} – средний индекс изменения потребительских цен на товары за i-тый период в сравнении с базовым периодом.

Следующим показателем является расчет удельного веса реализации товара по месяцам.
Удельный вес определяется по отношению к общей сумме реализации. Пример расчета удельного веса представлен в таблице 1:

Таблица 1– Товарооборот по месяцам

месяц 2018 год. Сумма, тыс. руб. Удел. вес, % 2017 год. Сумма, тыс. руб. Удел. вес, % Отклонение (±), тыс. руб. Темп роста, %
1 16545 15,4 14875 14,8 1670 111,2
2 12482 11,6 10689 10,6 1793 116,8
3 1241 1,2 2541 2,5 -1300 48,8
4 1487 1,4 12680 12,6 -11193 11,7
5 14879 13,9 9876 9,8 5003 150,7
6 12546 11,7 8457 8,4 4089 148,4
7 8751 8,2 5698 5,7 3053 153,6
8 12578 11,7 11782 11,7 796 106,8
9 1247 1,2 2150 2,1 -903 58,0
10 2687 2,5 3387 3,4 -700 79,3
11 12988 12,1 9874 9,8 3114 131,5
12 9784 9,1 8521 8,5 1263 114,8
Итог 107215 100,0 100530 100,0 6685 106,6

При анализе товарооборота, кроме показателей удельного веса, рассчитываются отклонения в показателях товарооборота в рублях, а также темп роста.

Данный анализ также проводят в разрезе каждой номенклатуры товаров или номенклатурных групп.

Показатели анализа товарооборота по месяцам помогают спланировать объемы закупок товаров.

На следующем этапе осуществляют расчет показателей товарного баланса, где путем суммирования и вычитания определяют такие показатели как:

  • остаток на начало периода;
  • объемы поступлений товаров;
  • объемы реализации (выбытия) товаров;
  • остаток товаров на конец периода.

Полученные показатели за несколько периодов также оцениваются в динамике с помощью показателей отклонений и темпа роста.

Заказать статью по бухучету у экспертов биржи Студворк!

Тест по теме «Анализ товарооборота»

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир