Описание
Введение
Уникальные вокальные школы, такие как русская, французская и немецкая сформировались в XVIII–XIX столетиях. Именно они решительно становятся альтернативой итальянской школе пения. В ХХ столетии происходит активное включение Китая в этот процесс, по итогу приводя к тому, что китайская вокальная школа занимает узнаваемую позицию в рамках мировой музыкальной культуры.
Актуальность исследования. Вокальное искусство Китая представляет собой неотъемлемую часть всемирного культурного достояния. Изучение его исторического развития обогащает понимание фундаментальных философских учений и культурных переворотов, сформировавших нынешнее состояние общества. Стремление к детальному изучению принципов развития музыки в различных культурах и странах имеют ключевое значение для прогресса этномузыкологии как академической отрасли. Эти новшества не воспринимаются как особенно экзотические, а наоборот - свидетельствуют о качественных аспектах некого нового направления вокальной культуры. Тем не менее, следует акцентировать внимание на том, что в то время не проводилось полного и всестороннего анализа китайской вокальной школы в составе всех ее составляющих.
Степень разработанности проблемы. Исследование специфики вокального искусства Китая, встроено в контекст музыкально-исторических исследований. Работы таких ученых, как Лии Чао, Чжан Личжэнь, Чэнь Ин, У Цзинюй, Ф. Арзаманова, Чан Лиин по китайским национальным песням, и др., посвящены развитию системы вокального образования в КНР и связанны с пониманием основ жанров песни и оперы. Работы и статьи на китайском языке (авторы Го Цзян Минь, Инь Чжао Сюй, Лю Яли, Цзао Цзе, Чжао Янь, Чжан Чжихай и др), (Бай Нин, Ван Юйхэ, Лю Давэй, Чжи Сунь, Фэн Вэньчи, Чжан Сяон, Чжао Мэйбо, Чжан Цянь и др) также посвящены изучению как отдельных аспектов развития вокальных традиций, так и проблемами развития вокального искусства в Китае.
Объект исследования. Китайская вокальная школа.
Предмет исследования: эволюционный процесс становления и развития китайской вокальной школы, с особым акцентом на современный этап.
Цель исследования — современные тенденции развития национальной вокальной школы и исследование процесса ее формирования в Китае.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучение теоретических аспектов становления и развития китайской вокальной школы, включая историю развития, интеграцию европейских традиций пения в китайскую вокальную школу, народные песенные традиции.
2. Анализ современного этапа развития вокального образования, включая основных представителей китайской вокальной школы и структуру современного вокального образования в КНР.
3. Определение ключевых аспектов развития профессионального вокального образования в современном Китае.
Методологической основой этого исследования являются работы таких ученых, как Б. Асафьев, Ю. Бычков, Л. Мазель, В. Цуккерман, А. Сохор, В. Холопова и Дж. К. Михайлов, занимавшихся вопросами функционирования музыкальной культуры. Вместе с тем, использовались работы российских, китайских и западноевропейских исследователей, занимающихся современными научными подходами к изучению вопросов вокального развития и образования.
Новизна исследования. В работе выделены главные персонажи вокального образования и их вклад в формирование школы, представлена характеристика их "исполнительских" и "учебных" принципов, а также представлена комплексная характеристика вокального образования в Китае в контексте его исторического становления.
Практическая значимость: исследование определяет основные тенденции развития вокального искусства в Китае и высвечивает возможные направления этого развития. Музыкальные дисциплины, ("история музыки", "методика преподавания вокала". "история вокального искусства") могут использовать результаты исследования на практике.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, заключения и библиографии на китайском и русском языках.