Может ли семейное обучение стать альтернативой традиционному?

Семейное обучение может проходить как с родителями в качестве педагогов, так и с онлайн-репетиторами. Выбор этой формы образования должен быть тщательно обдуман в зависимости от:

Мнения ребёнка:

Если у него в школе очень конфликтная ситуация или полное несоответствие биологических часов с расписанием, если он сам готов на этот шаг – это сигнал к рассмотрению такого решения.

Финансовой ситуации:

С одной стороны не нужно сдавать деньги на школьные сборы. С другой – если у самих родителей нет времени на организацию учебного процесса, придётся платить за репетиторов, онлайн-курсы и т.п.

Социализации:

Будучи на домашнем обучении, непросто найти много времени и возможности общаться со сверстниками. Но есть и выход – занятия в секциях, прогулки, дружба с другими хоумскулерами, поездки в лагерь.

Предрасположенностей ученика:

Когда есть талант к музыке, математике или языкам, а некоторые предметы кажутся абсолютно ненужными, тогда при обучении дома можно углубленно изучать то, к чему есть склонность, а прочее оставить для общего развития.

Необходимости поездок, желания путешествовать;

Если взрослые боятся оставлять чадо без присмотра во время командировки, то неплохо взять его с собой. И просто любовь к поездкам может стать мотивом перехода на домашний вариант.

Школьных условий:

Если в классе слишком плохое оборудование, тяжёлая материальная ситуация или учителя некачественно подают материал, не стремятся к адекватной работе, это тоже сыграет роль в выборе образовательного формата.

Основные принципы:

  • Важнейшая роль в обучении – у родных;
  • У детей остаётся желание учиться;
  • Акцент делается на умении "фильтровать" информацию, умении искать нужное и отбрасывать лишнее.

В России на семейном обучении по официальной статистике находится около 30 тысяч учеников.

Секреты выбора репетитора:

Существует масса курсов, ВУЗов, школ, тренингов, преподающих углубленные знания различных дисциплин. Но если вам не нравится обучаться в коллективе, и вы хотите получить максимум внимания, и как следствие, знаний, необходимо обратиться за помощью к репетитору.

Репетитор – это специалист, занимающийся преподаванием в индивидуальном порядке, по специально разработанной исключительно для вас методике, с занятиями по удобному для вас графику. Разумеется, репетитор должен быть хорошим профессионалом и , прежде всего, досконально знать предмет, который преподает.

Найти такого специалиста достаточно непросто. Для того чтобы выбрать человека, дающего знания, можно воспользоваться рекомендацией знакомых или спросить у студентов. В этом случае процент успешного сотрудничества очень высок, так как репутация репетитора будет вам уже известна. Можно попытаться поискать по объявлениям в газетах.

Сегодня репетиторством занимаются все, начиная от студентов-старшекурсников и заканчивая преподавателями и профессорами ВУЗов. Однако, как известно, мало предмет знать, важно его уметь преподнести. А это уже называется педагогическим талантом. Вот первый признак хорошего репетитора. Он должен уметь объяснить предмет ясно и понятно.

Далее, обращайте внимание на то, что высокий уровень подготовки может обеспечить только специалист узкой направленности. Например, если это репетитор по английскому языку, то он должен в совершенстве владеть этой дисциплиной и не преподавать попутно историю или математику. Если вам нужен репетитор для поступления в институт, то лучше поискать специалиста среди педагогов того же ВУЗа.

Если хотите подтянуть ребенка по предметам в школе – выбирайте студента или педагога школы. Опытный репетитор первый час работы посвятит тому, что выяснит уровень знаний своего ученика, для того, чтобы составить дальнейший план работы. Кроме того, репетитор должен учитывать и время занятий , так как урок более длительный не воспринимается физически.

Например, для детей младшего школьного возраста академический час составляет 45 минут, среднего школьного возраста – 60 минут, а для взрослых допустимы занятия длительностью до полутора часов. Немаловажную роль в процессе обучения играет установление контакта между репетитором и учеником. С человеком должно быть легко общаться.

И при всем при этом необходимо помнить, что не репетитор несет ответственность за выученный вами материал, а вы сами. Нужно готовиться к тому, что репетитор будет помогать и подсказывать, куда вам двигаться, чтобы добиться желаемого результата. А успех зависит только от ученика, от его желания работать.

Как феномен, актуальность домашних уроков изучается в книгах И. Иллича "Освобождение от школы", П. Грея "Свобода учиться: игра против школы", Дж. Гатто "Фабрика марионеток. Исповедь учителя".

Может ли семейное обучение стать альтернативой традиционному?

Комментарии
33

Может, но про наличии ряда условий. С семейным образованием не все так просто

Это да. Условий, на самом деле, не так много: гигантская мотивация к учению у ребенка (есть такие дети, лично встречала), стопроцентная вовлеченность родителей (или одного из родителей, или других родственников, например, бабушки) + умение родителей объяснять темы (а это не так просто, по собственному опыту репетитора говорю) либо деньги на репетиторов. Несоблюдение любого из этих условий приведет к полному провалу этой идеи, а соблюсти их - та еще задача.

ну и не забываем что в школе еще развивается умение коммуникации с другими людьми

Вот этим, кстати, можно вообще пренебречь. Сейчас у ребенка столько возможностей социальной жизни, что важность школьной социализации сильно преувеличена.

Однако социальные сети и прочие вконтакты не считаем - навыки общения и невербальной коммуникации формируются быстрее в живом общении и они, как правило, на практике пригождаются чаще

А при чем здесь они?!? Путешествия, кружки, секции, любые активности вне дома. Я именно про это.

Так-то да, всё это есть и было. Но вот фактор мотивации ребенка и родителей + финансовую сторону вопроса никто не отменял) Если с этим всё в порядке, то можно и пренебречь

Именно это я и расписала в своем самом первом комментарии :-)

Да, согласен!

Соглашусь. Причем под "умение коммуникации с другими людьми" нужно понимать (имхо) умение противостоять другим людям. Положительный опыт общения - это кружки, секции по интересам - там дети/подростки примерно одного уровня ума, знаний, поведения и воспитанности. А вот школьный опыт общения - он как правило негативный, но тоже очень нужный. Иначе потом при выходе в "реальный мир" будет очень больно.

"приведет к полному провалу этой идеи" - а в чем будет выражаться этот провал и как он будет выглядеть? И главное - как его исправлять?

Ну как к какому провалу? Ребенок останется неучем. Не сдаст сначала ВПР, потом ОГЭ и ЕГЭ. Т.е., у него не будет даже школьного образования. Соответственно, большинство дорог для такого ребенка будут закрыты. А родители в подавляющем большинстве хотят для своих детей лучшего. Все-таки карьера дворника или разнорабочего на складе - это явно не тот вариант, которого кто-то бы хотел своему ребенку.

Естессно, даже высшее образование ничего не гарантирует, но определенные шансы все же предоставляет.

Не, я все-таки не понимаю физику процесса. Вот не сдал ребенок ВПР по какому-то предмету или даже по всем. И что происходит? Школа/Управление образования как-то реагирует? А как?

Вот тут я подсказать не смогу, к сожалению. Но мне теперь и самой интересно, ушла копать :-)

На домашнем обучении ребенок все равно должен быть прикреплен к определенному учебному заведению (к любой школе на выбор) где он и будет в общем порядке проходить контрольные точки (годовые аттестационные работы, ВПР и пр.). А поскольку законом у нас в обязанности родителей входит обеспечение получения образования ребенком как минимум 9 кл, то если ребенок не проходит эти точки контроля, то подключается опека, отдел по делам несовершеннолетних и привлекают родителей за ненадлежащие исполнение родительских обязанностей, вплоть до лишения род прав.

Понятно, спасибо. А если ребенок на семейном обучении? - все точно так же ?

Да, все тоже самое, с той лишь разницей, что на семейном организация самого учебного процесса лежит полностью на родителях, а на домашнем приходят педагоги со школы. Семейное обучение - по желанию родителей (заявление), домашнее по мед. заключению.

понял. спасибо

Только как приятное дополнение, я думаю

Хорошая статья и тема нужная. Журнал, кажись, заработал... Но имхо не хватает в статье следующего. Вы сразу начали с того "зачем" переходить на домашнее обучение, но ничего не сказали "как" это физически сделать. Допустим все пункты совпали и семья решила - переходим. Дальше что? Какое-то заявление нужно написать? Школа/Управление образования как-то дальше будет контролировать процесс обучения? Надо какие-то экзамены сдавать и показывать результат, если да - то как часто и на каких условиях? С какого класса можно переходить на домашнее обучение? В общем неплохо бы описать все плюсы и минусы и "кухню" процесса. А еще лучше описать если не собственный опыт (которого может и не быть), а хотя бы "среднюю температуру по больнице" тех 30 тысяч человек. Что у них получилось и не получилось, с какими трудностями столкнулись и т.д. Еще раз повторюсь - тема нужная, хорошая, но раскрывать ее нужно полнее, может даже несколько статей сделать

Из личного опыта.

1. Семейное обучение не может стать альтернативой обычному даже при наличии репетиторов. Исключение - гениальный (или близко к тому) ребенок, который просто все в состоянии освоить сам и практически без помощи со стороны взрослых. Такие дети социумом отторгаются, им общение в школе не поможет, потому что они не понимают других детей, а дети - их. Почему так категорично утверждаю - на примере своего региона, где уже полтора года дистанционное у детей. Оно не тождественно семейному, но, по сути, очень близко. Все родители взвыли, губернатор прямым текстом признался в том, что, если не вернуть обычную систему, будет огромный отток населения с детьми. Дети не могут учиться в таком режиме. В этом году выпускников спасло только то, что их зачисляли на льготных основаниях. В остальном - дуб дубом.

2. На семейное можно переходить в любом возрасте в уведомительном порядке. Практически всегда оно вынужденное (есть исключения, есть, где неадекват родителей и бабушек присутствует). На семейное уходят дети с гиперактивностью и повышенной агрессией (их просто выживают из школы, у родителей нет выбора) и дети с ментальными особенностями, у которых нет инвалидности. Мой сын при наличии ментальных особенностей ушел на семейное именно так. Я отказалась сдавать его в психдиспансер для установления инвалидности. Без нее - только семейное. Никакого домашнего.

Спасибо за разъяснения. Очень вам сочувствую на счет сына, держитесь и все будет хорошо.

"Без нее - только семейное. Никакого домашнего." - а это что, еще и разные вещи? А в чем разница?

И все-таки - как проверяются результаты семейного/домашнего обучения? Надо какие-то экзамены сдавать или что?

Домашнее - для детей-инвалидов. К ним на дом приходят все учителя-предметники. Если просто, то класс состоит из одного ребенка. Наглядные пособия не используют (таскать за собой сложно).

Семейное - ребенок получает учебники и учится сам. Организация обучения - полностью на родителях. Раньше была компенсация со стороны управления образования, потом, году, наверное, в 2010 перестали компенсировать полностью.

Аттестация промежуточная и итоговая есть и при семейном, и при домашнем обучении. В случае с домашним разница в том, что если ребенок маломобильный, могут прийти к нему. А так - все в школу.

А, вот теперь понятно. Спасибо

Есть в области дети 100 баллов получившие. Но конечно большинству крайне сложно. Ещё и уметь надо донести до ребёнка знания которыми сам владеешь. Внучке скоро в школу и очень надеемся на очное обучение. Все таки семейное обучение не станет массовым.

Из личного опыта семейного обучения!

Немного предыстории) Мы часто болели орз много пропускали, намечалась операция и поэтому было принято решение уйти на семейное, чтоб не заболеть перед операцией и после необходим длительный процесс реабилитации. Написали в управлении образования заявления и всё. И весь 5 класс были на семейном. Приезжали сдавали контрольные в конце каждой четверти. Из плюсов: ребенок стал высыпаться, учеба примерно в день занимало около 4 часов и всё, мы смотрели домашнее задание в электронном дневнике и выполняли, конечно каждую новую тему прорабатывали. Нагрузка уменьшилась в разы, если раньше вставали в 6.30 и домой приходила в 14.00-15.00, затем отдых и далее, что не успела в классе необходимо обязательно доделать, затем домашка и сон часов в 23.00 это дай бог, обычно еще нагрузят рефератами....какими то творческими работами и сон только начинался зачастую около 1.00, это кошмар. Утром вся раздавленная, не выспавшаяся, шурует в школу)))) Два раза в неделю английский, китайский, это её желание изучать иностранный языки, но тоже нагрузка. Из минусов это сдача контрольных, диктантов.... С первого раза надо сдать хорошо, т.к. мы учимся на 4 и 5 , нам соответственно надо сдать. вот тут у ребенок начинает испытывать огромный стресс, права на ошибку нет, на что сдал то и поставят. Если при обычном обучении ты можешь исправить или где то подсмотреть, то тут не получиться, преподаватель сидит на против тебя все время сдачи. Задание дают за всю четверть. Именно этот фактор отбил у неё желание учиться на семейном обучении)))хотя всё сдали на 4 и 5, но по каким то предметам при обычном режиме школьном сдала бы лучше. Можно подсмотреть, списать, как и делает практически каждый второй, хотя знаний это не гарантирует:)

При семейном обучении контроль родительский обязателен!!! Я разбирала с ней каждую тему и проверяла домашнее задание + могла дать например дополнительный пример и чтоб она решила при мне, чтоб понимать уровень знаний, может вдруг с ГДЗ списала)

Сейчас мы закончили 7 класс и последнюю четверть по состоянию здоровья опять пришлось уйти на семейное и она опять испытала этот стресс сдачи за четверть и годовую, что она сказала, я хоть с гипсом, хоть с соплями, но буду учиться в обычном режиме:))))

Вывод: При Семейном обучении, если родитель может позволить себе уделять внимание ребенку в обучении это лучше чем школа, однозначно. Это огромный багаж знаний. По поводу общения...друзья по выходным, все экскурсии, какие то мероприятия можно проводить с классом, это не запрещено, можно приходить раз в неделю на уроки математики, русского и литературы, в качестве слушателя. По поводу писали выше пережить какие то не приятные моменты в школе тоже надо....зачем??? в жизни еще не раз переживут) быть подготовленным....к чему? мне 40 лет до сих пор порой диву даюсь и людям и поворотом в жизни своей)))

Вот что значит личный опыт, а не интернет! Спасибо

"С одной стороны не нужно сдавать деньги на школьные сборы" - ой да ладно. По сравнению с той суммой, которая уйдет на репетиторов, "школьные сборы" - это в районе нуля...

"или учителя некачественно подают материал, не стремятся к адекватной работе" - они-то может и стремятся, но рамки (поза) в которые они поставлены не оставляют им ничего другого. В результате имеем то, что имеем и это "что" - не очень хорошо

Я думаю в массы семейное образование не пойдет. Облегченная демо-версия семейного обучения в виде дистанционного образования в карантин, как по мне, так с треском провалилась. Это еще при том, что процесс худо-бедно был организован школами. Тут все упирается в то, что среднестатистический школьник (а особенно подросток) учиться не хочет и если можно что-то не делать, он обязательно это не сделает. А при таком типе обучения лазеек чтобы ничего не делать куча, а собственной мотивации еще нет. Материальная сторона вопроса тоже для многих будет непосильна. А так, в сети сейчас полно онлайн школ предлагающих обучение по системе семейного образования. Услуга естественно платная (но думаю дешевле выйдет, чем найм репетиторов). Занятия проходят дистанционно, в удобное для ученика время.

ИМХО, единственный вариант, который возможен - это когда ребенок сам садится за учебники и занимается. Но на это способен далеко не каждый, плюс начиная с определенного возраста (каждый готов в разный возрастной период).

Когда это обоснованно? Если в школе "все очень плохо" с учителями или одноклассниками (но всегда же можно сменить школу), если ребенок профессиональный спортсмен/музыкант и ему чисто физически некогда ходить в школу. А "просто так" переходить на семейное - это бред.

Последние статьи
  • Запускаем новый проект – Ворк24!

    Уважаемые пользователи!Долгое время Студворк являлся единственным крупным проектом нашей компании. Сегодня мы рады представить вам наш новый сервис – фриланс-биржу Ворк24.Почему мы решились на создание нового проекта?Удаленная работа окончательно закрепила за собой статус актуальной и доступной. Однако, в связи с санкционными ограничениями, многие зарубежные фриланс-биржи прекратили свою деятельность в РФ. Вывод средств с них существенно усложнился и многие специалисты потеряли источники стабильного заработка.Наш проект предлагает решение этих проблем. Ворк24 – это российский сервис, который объединяет заказчиков и исполнителей, создавая все условия для комфортной работы.Особенности и преимущества Ворк24Ворк24 – это фриланс-биржа широкого спектра для безопасного и удобного сотрудничества исполнителей и заказчиков из разных сфер деятельности. В роли заказчиков могут выступать как юридические, так и физические лица;В роли исполнителей только квалифицированные практики, имеющие подтвержденный опыт: маркетологи, дизайнеры, разработчики, юристы и другие специалисты, которые активно занимаются профессиональной деятельностью в своей сфере.Чем мы лучше российских аналогичных сервисов? Хороший вопрос, на который мы с уверенностью отвечаем:На нашем проекте пока еще низкая конкуренция среди исполнителей, что позволит опытным специалистам, не имеющим опыт фриланса, начать свой путь в этом направлении;Комиссия безопасной сделки в размере 5% для исполнителей – самая низкая по рынку (ниже не найдете, мы проверяли);Комиссия безопасной сделки для заказчиков – 0%.Будьте в числе первыхВорк24 будет полезен и вам, дорогие пользователи Студворк. Расскажем подробнее: На Ворк24 представлено много специальностей. Среди них есть те, что совпадают с вашими рабочими специальностями. В частности:Работа с текстом (копирайтинг и редактура);Инжиниринг (чертежи, схемы и сметы);Переводы (даже с самых сложных языков мира);Юридические услуги (правовое сопровождение, юридическая экспертиза и т.д.);Бухгалтерский и налоговый учет (для физлиц и юрлиц) и другие направления.Поэтому, добро пожаловать, дорогие авторы, ведь дополнительный источник дохода – это всегда прекрасно.Функционал Ворк24 практически идентичен тому, что уже реализован на Студворк. Ваша адаптация на новом сервисе будет максимально мягкой и безболезненной. Дизайн и внутренняя логика сайта во многом совпадают.Убедитесь в этом сами, начав работу на сервисе:В качестве заказчика;Или исполнителя. Но это ещё не всё. Мы дарим всем новым пользователям приветственный бонус в виде бесплатного PRO-аккаунта на месяц по промокоду “STUDWORK31”, чтобы ваше знакомство с платформой было еще более приятным.Желаем успехов в работе!P. S. Размещение и выполнение студенческих и школьных работ на Ворк24 запрещено.

  • Новые идеи — Май 2024

    Дорогие пользователи!Мы стремимся сделать Студворк сайтом, куда вам захочется возвращаться, где удобно работать и общаться с единомышленниками. Поделитесь своими идеями и предложениями по улучшению функционала в комментариях! Самые полезные идеи постараемся воплотить в жизнь в самое ближайшее время.

  • Технические работы — Май 2024

    Дорогие пользователи!Наш сайт постоянно совершенствуется благодаря вашим отзывам. Ваша обратная связь для нас невероятно важна, ведь она помогает выявить ошибки и улучшить работу сервиса.Поделитесь своими замечаниями и предложениями в комментариях или воспользовавшись кнопкой «Что можно улучшить на сайте?». Благодаря вашим комментариям мы всегда будем в курсе всех недочетов и сможем сделать наш сервис еще лучше.Спасибо за активное участие в развитии сайта Студворк!

  • Законны ли требования доработки в дипломе?

    Уважаемые коллеги, прошу принять участие в решении спора!Спорная ситуация с дипломной работой.Диплом пишется на факультете международных экономических отношений, на направлении международные финансы и банки. (это было указано при создании заказа)Тема: Особенности Банковской деятельности в условиях современной РоссииПлан был согласован и утвержден руководителем. После показа готовой работы от руководителя поступило замечание: "Главу 3 писать с точки зрения международной деятельности. Если этого не сделать - работу не примут т.к. она не будет соответствовать специальности"Автор на это замечание ответил, что план был утвержден и в заказе таких требований прописано не было, и он отказывает в исправлении.На всякий случай, вот план главы, чтобы можно было оценить правомерность требований руководителя и правомерность отказа автора:  Глава 3. Проблемы и перспективы банковской деятельности в условиях современной России3.1 Проблемы банковской деятельности в условиях современной России3.2 Перспективы банковской деятельности в условиях современной России3.3 Методы совершенствования деятельности российских банковКак вы думаете фраза: "банковская деятельности в условиях современной России" подразумевает рассматривать деятельность банков только внутри страны или зарубежная повестка тоже должна присутствовать? Еще раз напомню, что в заказе было указано, что диплом пишется на факультете международных экономических отношений, на направлении международные финансы и банки.  Прошу, кто понял суть проблемы высказать свое мнение и проголосовать.Заранее всем спасибо за отклики!

  • Новый график работы технической поддержки

    Уважаемые пользователи! Начиная с этой недели, на нашем сайте изменится график работы технической поддержки.Теперь вы сможете получить консультацию и помощь не только в будние дни, но и в субботу!В субботу на все ваши вопросы по горячей линии или обращения на сайте ответит дежурный администратор — Виктор.График работы:Понедельник – Пятница: 08:00 – 18:00;Суббота: 08:00 – 17:00, время московское.Обращаем ваше внимание, что 9 и 10 мая техническая поддержка будет работать в упрощенном режиме. Возможны задержки в ответах на личные сообщения.Начиная с 11 мая (суббота), работаем для вас по новому графику.Благодарим вас за то, что доверяете нам!

Показать еще
Поможем написать учебную работу
Первые отклики уже через 10 минут
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир журнала
Показать ещё
Темы журнала
Показать ещё
Прямой эфир