В общении каждый человек проявляет себя по-разному. Почему это происходит?
Каждый человек делает это индивидуально, в зависимости от своей коммуникативной личности.В процессе разговора мы выступаем как коммуниканты и используем определенную коммуникативную компетенцию, то есть выбираем определенную стратегию и тактику поведения.
Что такое модель коммуникативной личности?
Это совокупность индивидуальных стратегий и приемов взаимодействия в общении, которые определяются когнитивными, семиотическими и мотивационными предпочтениями.
Определяющие параметры коммуникативной личности
Коммуникативную личность определяют следующие параметры:
- Мотивационный;
- Когнитивный;
- Функциональный.
Мотивационный параметр
Мотивационный параметр занимает центральное место в структуре коммуникативный личности. Он определяется потребностями человека. Если есть потребность в общении, то есть и коммуникация. На основе этого параметра формируется коммуникативная установка, то есть средства коммуникации и тактика.
Когнитивный параметр
Когнитивный параметр является связующим звеном между мотивационным и функциональным параметром. Он включает в себя ряд характеристик, которые формируются в процессе накопления опыта общения и внутреннего мира. Этот параметр состоит из знания вербальных и невербальных коммуникативных кодов, умения осуществлять самонаблюдение и самоосознание, способность адекватной оценки позиции оппонента, мифов и предрассудков, стереотипов и верования.
Функциональный параметр
Функциональный параметр состоит из трех характеристик, которые и определяют коммуникативную компетентность человека:
- Владение вербальными и невербальными средствами для осуществления общения;
- Умение использовать коммуникативные средства в общении с изменением ситуации и условий;
- Построение дискурса в соответствии с правилами этикета.
Эти параметры определяют вид коммуникативной личности. Каждый из нас по-разному использует свой коммуникативный потенциал, кто-то подстраивается под собеседника, кто-то наоборот берет инициативу в свои руки. Рассказываем, какие виды коммуникативной личности существуют.
Виды коммуникативной личности
Коммуникативная личность может быть следующих видов:
- Доминантные;
- Мобильные;
- Ригидные;
- Интровертные.
Доминантные
Доминантные коммуникативные личности всегда перехватывают инициативу в общении, даже если не слишком компетентны в теме. Всегда говорят громко и уверенно, пытаясь подавить собеседника. Такие личности часто позволяют себе оскорбительные высказывания в адрес оппонента. При этом не терпят насмешек и оскорблений в свой адрес.
Чек-лист доминантного вида коммуникативной личности
- Вы являетесь инициатором общения и конфликтов?
- Стремитесь быть первым во всем?
- Не любите, когда вас перебивают?
- Предпочитаете говорить резко и громко?
Если на два и более вопросов вы ответили «да», то вы относитесь к доминантному виду коммуникативной личности.
Как общаться с доминантными коммуникативными личностями?
Для выстраивания эффективного взаимодействия с доминантными коммуникативными личностями следует придерживаться стратегии «речевого изматывания»: вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы.
Мобильные
Мобильные коммуникативные личности легко идут на контакт, как правило, стараются поддерживать разговор на любую тему. Они могут без проблем оживить беседу, даже если нет общих тем.
Чек-лист мобильного вида коммуникативной личности
- Вы легко входите в разговор?
- Можете поддержать любую тему?
- Любите перескакивать с одной темы на другую?
- Нравится рассказывать и делиться впечатлениями?
Если на два и более вопросов вы ответили «да», то вы относитесь к мобильному виду коммуникативной личности.
Как общаться с мобильными коммуникативными личностями?
В общении с мобильными коммуникативными личностями не нужно придерживаться особых стратегий. Единственная потенциальная сложность — он может легко перескочить с основной темы разговора на второстепенную. Именно поэтому их нужно направлять и возвращать к основной теме разговора.
Ригидные
Ригидные коммуникативные личности с трудом входят в беседу с новыми людьми. Они часто испытывают затруднения на стадии знакомства, однако потом общение с ними становится четким, структурированным и логичным.
Чек-лист ригидного вида коммуникативной личности
- Вам сложно начать общение с новыми людьми?
- Не знаете как вести себя в диалоге?
- На этапе знакомства сложно поддерживать основную тему разговора?
- Общение со знакомыми людьми не представляет трудностей?
Если на два и более вопросов вы ответили «да», то вы относитесь к ригидному виду коммуникативной личности.
Как общаться с ригидными коммуникативными личностями?
Для общения с ригидными коммуникативными личностями следует придерживаться стратегии «разогрева»: начинать диалог в вступительной части, разговаривать на отвлеченные темы для последующего перехода к основной теме.
Интровертные
Интровертные коммуникативные личности не стремятся к общению, редко становятся инициаторами разговора, пытаются избежать ситуаций, в которых они могут оказаться в центре внимания. Если такое произошло, они стараются сузить границы общения.
Чек-лист интровертного вида коммуникативной личности
- Не любите быть в центре внимания?
- Вы не любите брать инициативу в свои руки?
- Вам сложно раскрыться в диалоге?
- Обычно вы малословны и закрыты?
Если на два и более вопросов вы ответили «да», то вы относитесь к интровертному виду коммуникативной личности.
Как общаться с интровертными коммуникативными личностями?
В общении с интровертными коммуникативными личностями следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать. Избегайте грубых высказываний, возражений и высмеивание позиции оппонента. Иначе после этого он начнет избегать общения с вами и вы не сможете добиться от него решения вопроса.
Для выстраивания эффективного общения следует учитывать вид коммуникационной личности оппонента. Это поможет вам сформировать определенные техники и средства, которые помогут найти подход к каждому.
Комментарии