Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» был написан в 1928-1940 гг.
Роман вышел в свет лишь в 1966 году, благодаря последней жене Булгакова – Елене. Ее черты автор стремился увековечить в образе Маргариты, и бесконечная благодарность супруге стала одним из поводов для финальной смены названия, где на первый план вышла именно любовная линия сюжета.
Основными темами раскрытыми в романе были:
- тема любви
- тема сочувствия и прощения
- тема людских пороков
- философская тема добра и зла
- тема власти
Тема власти
Одна из главенствующих тем творчества Булгакова, и на протяжении всего романа она является одной из превалирующих.
В Романе “Мастер и Маргарита” присутствует один из главных героев - Воланд - посланец Тьмы. Он жонглирует человеческими страстями и слабостями, и это доставляет ему наслаждение. Проявление человеческих пороков, вот к чему нужны были эти испытания. Он циничен и обаятелен, и в то же время вызывает у людей расположение к себе. Так автор, используя сатирические и фантасмагорические приемы, описывает порядки и нравы москвичей 30-х годов.
С 1935 года у М.А. Булгакова начались проблемы с показом театральных постановок в МХАТ. На его спектакли писали ужасные рецензии и статьи, после чего, не вытерпев, Булгаков ушел из театра. Ключевой фигурой, приложившей свою руку к прекращению показа постановок Михаила Афанасьевича был И. В. Сталин.
«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.»
«Фауст» Гете
Эта цитата романа описывает Воланда - сатану. В ней присутствовало глубокое авторское прочтение современности. Дьявол уже здесь! Он среди нас! Диктатор Советской России, в соответствии с дьявольской сутью, хочет зла. Но при этом именно от него в данной, очень своеобразной, мягко говоря, ситуации следует ожидать блага. Булгаков не в силах забыть ни личного разрешения Сталина на постановку «Дней Турбиных», ни того, что он много раз посещал спектакль, ни его трудоустройства в 1930 году во МХАТ.
В романе мы также можем увидеть говорящие события того времени. Люди по всей стране бесследно исчезают, как исчезли все жильцы дома на Большой Садовой. Кара дьявола настигала только тех, кто этого заслуживал. В рамках сюжета в доме завелась нечисть. Воланд со своей свитой поселился в квартире покойного Берлиоза.
Однако и в советское время пропажа людей была не новостью. По мнению Дмитрия Быкова, Булгаков хотел сказать Сталину:
“Эти люди испорчены квартирным вопросом, они рабы. Мы признаем твое зло, но ты зло полезное…”. Описание касалось описания Римского, администратора, посетителей Варьете, Варенухи, управдома, критик Латунский.
Всю свою жизнь Михаил Афанасьевич хотел, чтобы Сталин лично прочитал роман.
«Ваш роман прочитали», — они очень серьезны для замысла романа.
Воланд
То есть навязчивая, колеблющаяся в процессе написания мысль автора о чтении романа Сталиным как решающим судьбу, и передалась в уста главного героя.
Однако истинное творчество гонимо и зачастую становится признанным только после смерти автора. Репрессии, касающиеся независимого художника в СССР, поражают своей жестокостью: от идеологической травли до фактического признания человека сумасшедшим. Свобода слова оборачивалась тюремным заключением, а то и вовсе смертельной казнью, как в Иудее. Эта параллель с Древним миром подчеркивает отсталость и первобытную дикость «нового» общества. Хорошо забытое старое стало основой политики в отношении искусства.
Комментарии 2
ох, уж эти кровавые комуняки. Прародители цензуры фактически.
Читаешь подобные гладенькие опусы - и от скуки челюсть сводит.