Регламент защиты курсовой работы отличается от вуза к вузу. Спросите у своего научного руководителя, как проходит защита именно у вас, из чего складывается оценка, по каким критериям она выставляется, кто будет на защите, как вам лучше к ней подготовиться. Мы же дадим в этой статье несколько универсальных советов, которые составили вместе с ведущим специалистом по учебно-методической работе Динарой Сергеевной Скоковой.
Совет 1. Проверьте, как произносятся фамилии исследователей, на которых вы ссылаетесь
Неправильно поставленные ударения в фамилиях исследователей — речевая оплошность, которая сразу выдает, что вы понятия не имеете, кто все эти люди. Будьте уверены — комиссия не оставит это без внимания и обязательно поинтересуется, какие труды перечисленных исследователей вы читали и что о них думаете. Не допустите этого, а лучше — действуйте на опережение: узнайте не только, как у каждого исследователя произносится фамилия, но и какие у него имя и отчество — это добавит в ваше выступление изящества и представит вас в выгодном свете.
Совет 2. Подготовьте ответы к дежурным вопросам
Если аудитория не заинтересуется темой вашей работы или ей просто будет все понятно из вашего выступления, то живой дискуссии на защите не возникнет. Тем не менее, несколько дежурных вопросов для протокола вам все-таки зададут. Как правило, это вопросы о методах исследования, его целях и задачах, о том, почему вы выбрали эту тему и кто еще занимался данной проблемой — все это прописано у вас во введении, а значит, вы можете заранее подготовить четкие и уверенные ответы на подобные вопросы.
Совет 3. Выучите несколько удачных формулировок на случай, если не сможете ответить на какой-то вопрос
Что точно не нужно делать, когда вам задают вопрос, на который вы не знаете ответ:
- говорить: «Я не знаю»,
- молчать,
- выкручиваться, юлить и всеми силами пытаться создать видимость, что ответ вы все-таки знаете.
Вместо этого поблагодарите комиссию за интересный вопрос — так вы показываете, что воспринимаете ее как союзника, который может помочь вам улучшить работу, а не как противника, который хочет вас «завалить». Скажите, что вы запомните этот вопрос и изучите его в дальнейшем, например: «Спасибо, очень интересный вопрос. В этом ракурсе мы данную проблему не рассматривали. Обязательно сделаем это в дипломном проекте». Или, если вас спрашивают: «Почему в вашей работе нет труда такого-то известного ученого?», хорошим ответом будет: «Спасибо, обязательно изучу труды этого исследователя и включу их в дипломный проект».
Совет 4. Не импровизируйте на защите — читайте свою речь
Защита курсовой — это жанр выступления, который регламентирован. Тут неуместно играть в Стива Джобса — свободно перемещаться по аудитории, жестикулировать, импровизировать. Это не вписывается в научно-учебный контекст и выглядит так, как будто вы хотите что-то продать. Все, что от вас требуется — грамотно составить свою речь и так же грамотно ее прочесть. Вы можете отрывать взгляд от текста, поддерживать зрительный контакт с комиссией, со слушателями, но и это не обязательно. Если вам комфортно не поднимать глаза во время чтения, то и не поднимайте их. Это лучше, чем потеряться в тексте, запутаться и стушеваться.
Совет 5. Не дублируйте защитную речь в презентации
Мы уже рассказывали, как оформлять презентацию, здесь лишь подчеркнем, что текст на слайдах и ваша защитная речь не должны совпадать слово в слово. Презентация создается, чтобы лишь дополнять вашу речь — вынесите в нее схемы, таблицы, списки, в общем, ту информацию, которую нужно представить визуально.
Совет 6. Не отвечайте на вопросы на смежные темы
Бывает так: в комиссии и среди слушателей сидят представители разных кафедр и даже факультетов. У каждого из них — свой научный интерес. Они могут задать вам какие-то вопросы на пересечении вашей темы и той, которую они изучают сами. Вы не обязаны отвечать на такие вопросы. Если у вас работа — о технологиях производства пищевых добавок, а вас спрашивают: «Какие условия труда должны быть на таком производстве?», не стоит смущенно говорить, что вы этого не знаете или пытаться придумать что-то на ходу. Лучше всего сказать: «Спасибо, вопрос, действительно, актуальный, но этот аспект в область наших интересов не входил».
Совет 7. Если вы не соглашаетесь с комиссией, делайте это научно
Вы имеете право на принципиальную альтернативную точку зрения, но спорить с комиссией нужно научно, то есть опираться на факты. Используйте формулировки в духе: «Логика нашего исследования показывает вот такие результаты», «Проанализировав те или иные факты, мы пришли вот к таким выводам», «На основе этих данных мы вывели вот такую закономерность». В общем, приводите очевидные результаты вашего исследования, которые подтверждают вашу точку зрения.
В заключение отметим, что оценка за курсовую работу, как правило, выставляется так: выводится среднее арифметическое значение из оценки, которую вам поставил научный руководитель за письменную работу, и оценки, которую вам поставила комиссия за защиту. Это означает, что если курсовая работа у вас будет написана на «отлично», а выступите вы на «три», в зачетку вам поставят «четыре». Если же курсовая у вас сырая, вас отправят на пересдачу.
Закажите курсовую работу на Студворке и подготовьтесь к выступлению по нашим советам, чтобы защита прошла успешно!
Может быть, у вас есть восьмой совет, которым вы готовы дополнить эту статью? Поделитесь им в комментариях!
Комментарии 3
Как вузовский преподаватель с почти сорокалетним стажем, добавлю еще несколько советов. 8. Дома обязательно отрепетируйте свое выступление - ВСЛУХ прочитайте свою речь для "комиссии". Текст прохронометрируйте: 1 страница (14 шрифт, 15, интервала)– 1 минута. Говорите четко, в хорошем, энергичном темпе, не зависайте в паузах, но и не частите. Больше 10 минут вас слушать вряд ли будут. Если прервут раньше, сделайте заранее заготовку, что можно оперативно убрать из речи. Зачем это делать: необходимо привыкнуть к звучанию своего голоса, иначе на защите можете ошалеть от его звучания, такое часто бывает, если студент не удосужился вслух тщательно прорепетировать свое выступление, проинтонировать и пр. 9. Проверьте правильность произнесения терминов, расстановку ударений. Хорошо бы знать не только правильное произнесение фамилий исследователей, но и их имя и отчество, естественно не всех, но наиболее репрезентативных (стыдно , например, филологу не знать имя и отчество Белинского, Лотмана и иже с ними) 10. разберите все термины и составьте для себя личный словарик терминов с их рабочими определениями. Могут, например, спросить: "Дайте определение, что такое "текст культуры"". У вас работа об этом, а определение дать не можете.Балл обязательно слетит. 11. На защите в обморок и ступор не впадать. Вас никто там живьем есть не будет. Заламывания рук, слезы, окаменение обычно на комиссию производят не самое лучшее впечатление. Должен быть боевой задор на защиту. 12. Если не понимаете вопроса, переспросите, уточните. Если вопрос не имеет отношения к вашей работе, выходит за пределы ее проблемного поля, не стесняйтесь сказать, что это не входило в задачи вашего исследования, но вы над этим далее обязательно подумаете. 13. Текст наизусть не будете рассказывать. Доклад будет перед вами, вы в него будете заглядывать и читать. Но у комиссии не должно сложиться впечатления, что вы от него оторваться не можете и с трудом разбираете текст. Еще раз повторяю: это должно быть свободное, заинтересованное чтение-"рассказ" с необходимым интонированием, четко выработанным темпом, правильно расставленными акцентами. Вы должны в своем докладе хорошо разбираться, свободно в нем ориентироваться, соотносить материал доклада с вашей курсовой или дипломной работой.
Марина Николаевна, полностью согласна с Вами! Все по существу. Работая в школе, тоже наблюдаем подобное. Приучаем разбирать все термины, изложенные в докладе, дома прочитать, отработать, выступать с докладом, рассказывая, а не читая все подряд. Самое ужасное - когда не могут прочитать то, что подготовили, не выговаривая термины, фио и т.п.
Ну так чаще всего написано неким "копи-пастом" и "автор" даже не удосужился прочитать до конца "схвачено-вставленное", а то и вообще, скачал где-то работу:)). Хорошо, если еще тему собственного исследования знает. К сожалению, сейчас такое все чаще и уже наполняет и на защиту реальных диссертаций. Уже не удивляет, когда соискатель кандидатской степени плохо разбирается в собственной работе