Работа с людьми – это всегда очень сложно: нужно проявлять эмпатию, подбирать правильные слова и конечно же, решать конфликты. Чтобы работа была максимально комфортной и приносила удовольствие, нужно сделать так, чтобы ссор с коллегами было как можно меньше, а атмосфера в коллективе оставалась экологичной.
Частный разговор
Неприятные ситуации стоит обрабатывать только наедине с участником конфликта. Не стоит при всех коллегах ругать своего сотрудника и грозить увольнением.
Выберите с оппонентом тихое место, где вам никто не помешает и обсудите причину произошедшей ситуации. Поговорите о чувствах, которые вызывает у вас эта ссора, выскажите каждый свою точку зрения и придите к согласию.
После разговора убедитесь, что конфликт действительно улажен, каждая сторона приняла ситуацию, объяснилась и готова двигаться дальше.
Активное слушание
Бывает, что конфликты возникают из-за недостаточной вовлеченности обеих сторон. Во время разговора важно не только слушать, но и слышать собеседника, анализировать сказанное, продумывать варианты разрешения проблемы, а не пускать все на самотек.
Обязательно покажите оппоненту, что вы заинтересованы в разговоре и решении конфликта, дайте обратную связь, задайте вопросы, которые остались не озвученными. Только когда оба участника разговора будут активно слушать друг друга, появится шанс на позитивное разрешение ситуации.
Утверждения со слова «Я»
В первую очередь во время разговора выражайте свои эмоции и чувства и обязательно делайте с помощью «Я».
Требования, осуждения, указание на недостатки – это нездоровый подход к решению конфликта.
Начните беседу с описания своих чувств и как на вас отразилось невыполнение той или иной задачи.
– Я ждала от вас выполненную работу к 10 утра, но его не было и мне пришлось оправдываться перед клиентом за совершенную ошибку.
Такое утверждение звучит более сдержанно и мягко, после этих слов не хочется начинать конфликт, но при этом остается чувство вины за совершенную ошибку. Лояльного и доброго человека хочется подставлять меньше, чем грубого и неэмпатичного.
Далее вы должны узнать причину невыполнения задачи.
– Почему вы не прислали отчет с утра? Вы безответственный и невнимательный.
Избегайте слов «всегда» и «никогда» при указании на совершенные ошибки. Вместо обвинений, укажите, что вы испытываете в момент неправильного выполнения задачи.
Факты
В случае очень эмоциональных конфликтов невозможно все решить с помощью душевного разговора, потому что все расплачутся, забудут причину и уйдут работать, не вынеся из беседы ничего.
Здесь нужно говорить только сухо и по делу и подкреплять свои слова фактами. Если коллеги постоянно опаздывают, то фиксируй время прихода целую неделю и потом вынеси на обсуждение эту проблему. Человек может не замечать за собой каких-то оплошностей, поэтому важно, чтобы он видел перед глазами четкие аргументы и факты, только тогда он сможет понять, что был неправ.
Ищи причину, а не виновника
Самый просто способ начать конфликт – это обвинить сотрудника в его некомпетентности, неправильном выполнении задачи, лени, незаинтересованности. Но это неправильный подход – важно найти истинную причину возникшей проблемы. Ведь сотрудник мог неправильно составить отчет из-за недостатка данных или неправильно выполнить задачу, так как у него было нечеткое техническое задание.
Сосредоточьтесь на причине и попробуйте ее искоренить. Так вы не только установите доброжелательные отношения в коллективе, но и поможете другим избежать в дальнейшем повторных ошибок.
Признавайте свои ошибки
Будем честны, мы тоже бываем неправы и очень важно находить не только чужие ошибки, но и признавать свои.
Люди, которые умеют признавать свою неправоту и не стыдятся своих осечек кажутся нам более человечными и настоящими. К ним больше доверия, с ними хочется работать и решать возникающие вопросы.
Признавая свою неправоту, вы даете возможности для открытого обсуждения конфликта, проблем, планов и будущих задач.
Говори только за себя
Во время конфликта не пытайтесь вспомнить, что говорили другие люди, какие формулировки они высказывали, сфокусируйтесь только на своих мыслях и чувствах.
Конструктивный диалог получится только тогда, когда вы будете обсуждать только насущные вещи здесь и сейчас, а не будете бросаться фразами других людей, которые наверняка были сказаны сгоряча.
Компромисс
Не стоит всегда настаивать только на своем видении решения проблемы. В вашей голове должен быть компромиссный вариант, который устроит всех участников конфликта.
Когда у вас будет беспроигрышная цель, вы сможете сохранить экологичную среду в коллективе и настроить сотрудников на обсуждение того, что их не устраивает или устраивает.
Обсуждение и приведение к общему решению всегда ведет к большей выгоде, чем настаивание на своем.
Комментарии