Часто мы слышим, что для достижения цели нам необходимо ее спланировать по SMART. И цель всей жизни «хочу шоколадную фабрику, как у Вилли Вонка» вовсе неверно сформулирована.
Этим методом пользуется весь топ-менеджмент крупных компаний.
Что же такое SMART?
Это аббревиатура, которая поможет нам понятным и измеримым языком сформулировать цель для ее скорейшего достижения. Перестанем надеяться на «посылы в космос», и возьмём всё в свои руки.
Метод создания тщательно спланированной, ясной и отслеживаемой цели.
Он помогает расписать способы достижения цели, пошаговый план, чтобы минимизировать риски провального исхода и обеспечить ожидаемый результат.
Каждая буква слова SMART соответствует критерию для оценки цели.
S – Specific (конкретный)
Цель должна быть сформулирована просто, доступно, понятно. Здесь Вы описываете конкретный результат, который вы хотите получить.
Хочу шоколадную фабрику, как у Вилли Вонка.
Создание фабрики на территории России по бесперебойному производству шоколада и кондитерских изделий.
М – Measurable (измеримый)
На этапе постановки цели важно установить измеримые критерии отслеживания достижения вашей цели.
Хочу шоколадную фабрику, как у Вилли Вонка, с большим количеством десертов и огромным доходом, чтобы не работать.
Создание фабрики на территории России по бесперебойному производству шоколада и кондитерских изделий с не менее 20 позициями в ассортименте, валовой выручкой не менее 100 млн руб и ежегодным приростом чистой прибыли на 3%.
А – Achievable (достижимый)
Цель должна быть реалистична и выполнима в нынешних условиях на основании вашего опыта и имеющихся ресурсов. В противном случае есть вероятность исчезновения мотивации, и тогда вероятность достижения цели снизится до 0.
Хочу шоколадную фабрику, созданную на деньги из копилки, с большим количеством десертов и огромным доходом,чтобы не работать.
Создание фабрики на территории России по бесперебойному производству шоколада и кондитерских изделий с не менее 20 позициями в ассортименте, валовой выручкой не менее 100 млн руб и ежегодным приростом чистой прибыли на 3%, стартовый капитал которой взят из программы государственной поддержки отечественных производителей продуктов питания, а также заемных средств в банке.
R – Relevant (актуальный)
Этот пункт позволит вам определить актуальность цели на сегодняшний день и понять выгоду от ее выполнения.
Подруга сказала, что у меня есть предпринимательская жилка, и поэтому я хочу шоколадную фабрику, созданную на деньги из копилки, с большим количеством десертов и огромным доходом, чтобы не работать.
В условиях импортозамещения и на основании проведенного покупательского спроса создание фабрики на территории России по бесперебойному производству шоколада и кондитерских изделий с не менее 20 позициями в ассортименте, валовой выручкой не менее 100 млн руб и ежегодным приростом чистой прибыли на 3%, стартовый капитал которой взят из программы государственной поддержки отечественных производителей продуктов питания, а также заемных средств в банке.
T – Time bound (определённость по срокам)
Цель необходимо ограничить временными рамками, для определения выполнения/невыполнения цели. Срок необходимо ставить также реалистичный.
Подруга сказала, что у меня есть предпринимательская жилка, и поэтому я хочу шоколадную фабрику, созданную на деньги из копилки, с большим количеством десертов и огромным доходом, чтобы не работать в ближайшем будущем.
В условиях импортозамещения и на основании проведенного покупательского спроса создание фабрики на территории России по бесперебойному производству шоколада и кондитерских изделий в течение 3 лет с не менее 20 позициями в ассортименте, валовой выручкой не менее 100 млн руб и ежегодным приростом чистой прибыли на 3%, стартовый капитал которой взят из программы государственной поддержки отечественных производителей продуктов питания, а также заемных средств в банке.
Таким образом у нас получилась итоговая цель по SMART.
Общество не стоит на месте, и к SMART добавились несколько букв, которые должны помочь в современных реалиях адаптировать вашу цель под изменения и в конечном итоге все равно привести к ее достижению.Термин эволюционировал в SMARTER.
E – Evaluate (оценивать).
Важно регулярно оценивать свои цели и корректировать их по мере необходимости. Итоговый пункт назначения может не измениться, но вы будете вправе изменить план действий, используя приобретенный опыт и актуальную информацию извне.
Пример: «Производство 20 позиций ассортимента шоколадной продукции может не привести к ежегодному увеличению валовой прибыли».
R – Revised (перестроиться).
Иногда следует менять цели, потому что внутренние и внешние факторы могут повлиять на ход выполнения вашей цели.
Пример: «Государство не выделило средства по льготной программе на открытие пищевого предприятия, поэтому необходимо найти 3 инвестора для финансирования производства».
От правильной постановки целей может зависеть многое: от расписания дня до эффективного бизнес-плана вашей кофейни. Подход к постановке задач будет зависеть от специфики проекта, поэтому, используя метод SMART, вы сможете четко понять, к чему вы хотите идти!
Комментарии 1
Отсутствие комментариев замечательно иллюстрирует суть метода SMART и его крайнюю необходимость на пути к пониманию того, "к чему вы хотите идти!"