Недавно моя младшая сестра сказала, что не хочет больше учиться в школе, потому что там скучно. Я с усмешкой ответил, что дети во всем мире так учатся и не жалуются. А позже задумался, действительно ли это так, и пошел смотреть в интернете.
Есть такая штука, как международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA, которая ежегодно составляет рейтинг стран с лучшей системой образования. В эти «топы» не раз попадала Финляндия и не просто так. Вот восемь отличительных черт учебного процесса по-фински.
1. Равенство
В Финляндии нет понятий «хорошая» и «плохая» школа. Большинство родителей отдают детей в ближайшее учебное заведение, потому что все они одинаковы по уровню образования. Предметы здесь тоже не делят на обязательные и нет. Разве что есть специальные классы для детей со способностями к творчеству.
Нет «глупых» и «умных» учеников.
Дети с ограниченными возможностями учатся наравне с остальными. Кроме того, молодому поколению с первого класса рассказывают об их правах и обязанностях. Так что, ребенок может пожаловаться на взрослого социальным работникам.
Учителей в Финляндии принимают на работу не до пенсии или «пока сам не уволится», а на год с перспективой продления контракта. Его дальнейшая карьерная судьба зависит от качества работы. Да и зарплаты тут больше, чем в любом провинциальном уголке России — примерно 28 тысяч долларов в год.
2. Бесплатность
Мало того, что финские ученики могут учиться бесплатно, так еще и не платить за обед, если находятся в школе полный рабочий день. Здесь с родителей не требуют каждый месяц деньги на ремонт окон, а учебники и даже электронные планшеты предоставляются бесплатно. Помимо этого школьники добираются до учебы на бесплатном автобусе. Музеи, экскурсии и всю внеклассную деятельность также оплачивает государство.
3. Индивидуальный подход к каждому
Нет, речь идет не о делении класса на одаренных и нет. Для каждого ученика составляется индивидуальный план занятий, исходя из его способностей.
Репетиторство в этой стране не особо популярно, так как преподаватели добровольно «подтягивают» слабых учеников.
Более того, если у ребенка есть проблемы с учебным процессом из-за недостаточного знания финского языка или плохой усвояемости материала, то в этом поможет коррекционное обучение.
4. Практичность
«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое», — девиз финской системы образования. Контрольные и тесты проводятся на усмотрение преподавателя. Об экзаменах и речи не идет. Здесь не изучают то, что не пригодится в жизни. Зато ученики с младшей школы знают о налогах и банковских картах.
5. Доверие
В Финляндии программа образования одна. Однако ее воспринимают скорее как рекомендацию, а не обязательное руководство к действию. Нет ничего страшного в том, что у каждого преподавателя свой метод обучения.
Детям здесь больше доверяют: если на уроке истории включили фильм о Второй мировой, а ученику неинтересно, он может заняться другими делами, не мешая остальным.
6. Добровольность
Преподаватели стараются заинтересовать ребенка учебой. Но если человека совсем не увлекают теорема Пифагора и таблица Менделеева, то его не станут мучить и сориентируют на «полезную» в будущем работу. Не всем суждено делать великие открытия в науке или руководить миллионными корпорациями. Кто-то же должен работать в торговых центрах и ресторанах. Кстати, в Финляндии любая профессия одинаково важна и уважаема.
Но совсем «забить» на учебу не получится. Если ученик пропускает уроки, то ему придется «отсиживать» их после занятий. Остаться на второй год — вполне обычная практика. Как говорилось выше, никто не станет «вытягивать» тебя. Не хочешь учиться — сиди еще раз в том же классе.
Так финны прививают ответственность детям перед началом взрослой жизни.
7. Самостоятельность
В финских школах считают, что важнее не заучивание формул и дат исторических событий, а умение пользоваться текстами, справочниками и находить необходимую информацию. Также преподаватели не вмешиваются в разборки между учениками, позволяя решить конфликт самостоятельно.
8. Система оценок
В первые три школьных года детям не ставят отметки вообще. С четвертого по шестой класс обходятся словесной оценкой, например, отлично, хорошо, удовлетворительно и так далее. С седьмого года и до конца учебы действует 10-балльная система оценки.
Примечательно, что отметки никак не влияют на зарплату учителя и репутацию школы. Они применяются лишь для мотивации ученика, чтобы он мог сравнить свои результаты и знать, какие предметы нужно доучить.
Комментарии 88
Судя по всему, наш любимый вождь купил премиум лицензию на freepik.com. Действительно, классные картинки.
Я еще в школе целой параллели всю контрольную на перемене решал :)
За деньги???
Ну, какие тогда были деньги! 20 копеек максимальный гонорар. Жевательная резинка только начинала входить в моду. Хулиганам приходилось решать бесплатно. Это как посредники сейчас :)
Tip-Top
Turbo
Love is
Штирлиц, Ваша шифровка не принята Центром! Пишите либо по - немецки, либо по -русски либо по - фински..
это поймут те, кто не "в Финляндии"
Видимо, это названия жевачек. Я свои уже не помню, это было очень давно...
В основном, конечно, решал по дружбе и из любви к искусству.
В мое время я жвачку привозила из Эстонии- эстонскую и финскую. Турбо - это уже при детях появилось. ВОт где можно вспомнить молодость)) Решала человекам трем. Или троим. Остальные сами списывалиВ Финляндии мы однако не учились - авиатору вот нравится. К чему бы..
Но, между прочим, в 8 классе был конфликт с хулиганами, принципиально отказался им давать списывать. Сначала меня забили, но потом и я набил одному морду, до сих пор приятно вспомнить. Оставили в покое, но - хитрые сволочи - подсадили ко мне посредника, который со мной подружился и уже ему я не мог отказать, хотя и видел всю его гнусную сущность.
Актуально)))
Самая лучшая школа в моей жизни. Скучно точно не было!
Одни снобы и нытики вокруг. Что Вы смотрите на Финляндию. Оглянитесь вокруг и сделайте свою жизнь лучше. Привыкли ныть! У меня родители бедные, у меня то, у меня сё! Пессимизм - худшее качество человечества - оно ни к чему не приводит, кроме разрушения.
Господин Авиатор, а в Финляндии есть студлансеры?
Ответ на этот вопрос ждите в статье на следующей неделе
В России образование не хуже, но все зависит от мотивации ребенка и наличия денег у родителей. Я не люблю школу вспоминать, так как родители у меня крайне бедные.
Размышляя об эстетике Матисса,
Погружаюсь в свой экзистенциализм,
Я бы тоже, может, дернул по актрисам,
Да мешают только бедность и снобизм.
Финское образование лучше, чем российское. Чем лучше? Чем российское. Авиатор придумайте уже что- нибудь действительно интересное. Примитивизм какой-то постоянно.
Финское образование лучше, чем российское. Чем лучше? Чем российское//
Вообще-то в статье, приведенной Авиатором говорится:«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое», — девиз финской системы"
Российская система готовит к ЕГЭ. После этого (а иногда и раньше) за дело берутся студлансеры. С первого и до последнего курса студент получает от них рефераты и курсовые, а также материалы ответов на семинарах и лабораторные работы (практикумы). Даже ответы на экз. билеты заказываются студлансерам, хотя чаще всего, там надо просто конспективно скопировать инфу из учебников. Потом студлансер пишет студенту ВКР. Студент получает диплом о высшем образовании. Да здравствует российская система образования, лучшая в мире! Она даёт возможность прокормиться множеству тех, кто умеет писать курсовые, множеству тех,кто не умеет писать сам, но умеет собирать заказы и находить на них авторов, а также семьям этих граждан. На редкость гуманная система, финская с ней и рядом не стояла!
Финская система учит пользоваться справочниками. Чем она лучше?Готовит к жизни - в Финляндии огромные налоги, к этому их и готовят. Добавлю ложку дегтя в банку меда- если раньше школа поощряла стремление к индивидуализму, то сейчас вводится такая же уравниловка, как и Финляндии. Из системы образования хотят убрать олимпиады, потому что школьники, участвующие в олимпиадах ЕГЭ не знают. И кстати, то, что финская система лучше, признается только одной компанией. Уже давно она не лучшая и не в числе первых.
А в рф налоги меньше? Тоже в районе 40-50% (исключения - ИП на упрощенке, не имеющие наемных работников). Во всех прочих случаях в рф налоги не меньше. С заработной платы в ры государство берет себе 40-50%.... но работник-то знает только о 13% подоходного налога.
Но сути это не меняет.
В Финляндии платят 25% с любой продажи - даже физлица.
Можно считать по-разному и кучу копий наломать, так как у нас крайне запутанная система и куча спорных моментов, что есть налог и с кого он идет.
По показателю стоимости труда в себестоимости продукции мы крайне низко. Далее как ни считай, уже будет хреново. Можно платить мало налога и гордиться, что он низкий, но по факту сливки сняли иначе, а на сдачу дали зарплату.
Посему налог в РФ очень высокий (по факту), но взымается косвенно. С предприятия кучу отчислений дернут, а потом с зарплаты 13% снимут и размахивают ими.
В инете куча цифр и все разные. В среднем по больничке "у них" больше половины себестоимости, "у нас" сильно меньше.
Вот так и вышел миф о низких налогах в РФ
Я говорю об официальных налогах, а не скрытых. Что-то У финнов дорого, что-то у нас. Мне кажется вопрос "почему" нужно задавать нашему Минобру, что толку обсуждать на этом поле?
Я говорю об официальных налогах, а не скрытых. Что-то У финнов дорого, что-то у нас//
А какие налоги скрыты в Финляндии?Подозреваю. что никакие. Поэтому они высокие. А в РФ официальные налоги - низкие, а вместе со скрытыми - дотягивают до уровня европейских. И в чем тогда разница?
..разница в том, что в Финляндии Вы от налогов не уйдете- а у нас - можно, если постараться.
"...разница в том, что в Финляндии Вы от налогов не уйдете- а у нас - можно, если постараться".//
Ну, уходят и в Европе... Только не забывайте: уход от налогов - это денежка не в Ваш карман. Ни непосредственно, ни опосредованно. Уплата налогов - это опосредованная уплата вам: медицина, образование, социальная помощь, культура, ЖКХ... И там, где налоги не только высоки,но хорошо собираемы, там эти вещи тоже на высоком уровне.
Но там, где налоги не платятся, там, где от них уходят - эти денежки остаются только у самого неплательщика, даже и его наёмным рабочим не перепадает ничего. Разве что чуть больше - в конверте. Но это совершенно несравнимо с утаиваемыми суммами.
А при чем тут мой карман? Вообще-то социалку можно содержать не только за счет налогов с бизнеса. С бизнеса надо вкладывать в развитие.. а не проедать. Государственные предприятия давно разбазарены, о чем вообще можно говорить - о каком образовании? о каком развитии. Да, все кладут себе в карман - жадные работодатели, фискальных органов развелось, а толку? где развитие? Где хваленые теоретики себя могут найти? на сайтах студенческих? Грустно это все.
Вообще-то социалку можно содержать не только за счет налогов с бизнеса.//
Ну, еще можно экономить на содержании властных контор, давая им немного меньше на шикарные кабинеты и дорогие авто. Хотя только на этом пункте много не выгадаешь. И если Вы знаете еще какой-то способ содержания социалки, помимо налогов, то Вам следует дорого продать этот секрет в любую страну мира.
А Вы не жили в СССР? На предприятиях сами создавали и содержали социалку - пионерские лагеря, ведомственные больницы, санатории, строительство жилья. .
А НЕ на предприятиях? Просто в организациях, в бюджетных учреждениях? Не вся страна, знаете ли, на предприятиях работала. Это раз. Два: зарплата на заводах и фабриках была выше,чем у бюджетников,но далеко не дотягивала до того,чтоб человек мог сам купить то,что он получал, как ему казалось,бесплатно. Он получал это за счет денег,сэкономленных на его зарплате и производстве вещей для личных человеческих нужд. Так что ведомственные больницы и жилье (кстати,ужасающего качества, хотя и лучшего,чем НЕ-ведомственные) - они возникали не от бизнес-гениальности директоров предприятий, а из средств, недоплаченных рабочим.
Ну не знаю, не знаю, что там рабочим не доплачивали... Система мотивации была. Рабочим как раз очень хорошо платили. Вообще-то создавались специальные фонды, из которых все и финансировалось. Ведомственная больничка была просто отличная - зря вы катите бочку. Своими глазами все видела. Нынешние поликлиники - это да, жесть просто. Налоги.. При зарплате 300- 400 р я не думаю, что много работник платил. По крайней мере, машину мы купили в 1975 году без экономии. На море ездили, в санатории ездили. Это сейчас я посчитаю, что купить - курицу или рыбу)) иначе денег не хватит.
Да всем почти не доплачивали. Были только горящие путевки. Может, где-то было иначе, но в наш отдел регулярно засылался казачок, месяц проработает - и квартира. Потом уходит. Не морочьте голову про бесплатное тем, кто не жил в СССР. Заработать инженеру (мне) не давали Премия - 5 рублей в 3 месяца. Ни в какие санатории и заграницы никаких путевок не давали, как некоторые сейчас говорят Давали, но не нам
Сами не морочьте. У меня отец работал энергетиком, да начинал с обычного мастера, но учился постоянно и не сидел на стуле ровно. Это в 90х стал невостребованным - масса производств закрылась и была тотальная нищета. Только барыги процветали. Впрочем, как и сейчас. Много людей на производстве очень хорошо зарабатывали, даже на рабочих должностях. В этом главное преимущество того образования - можно устроиться по специальности.
Финская система лучше готовит лишь к жизни в Финляндии. В РФ их выпускники бы не выжили.
Ну, наши люди бывает тоже возвращают найденные деньги! Лет 20 назад гуляю я по улице Ленина и вижу, как женщина ложит кошелёк мимо сумочки, и не замечая этого, идёт дальше. Я кошелёк подобрала (увесистый такой был) и женщине его сразу же вернула. Окликнула её. Она мне за это спасибо сказала. А мне самой соседи в 90-е годы тоже возвращали 500 рублей, прямо домой принесли, которые у меня вместе с паспортом и ключами выпали из кармана около моего подъезда. Было дело!
"и вижу, как женщина ложит кошелёк мимо сумочки, и не замечая этого, идёт дальше. Я кошелёк подобрала (увесистый такой был) и женщине его сразу же вернула. Окликнула её. Она мне за это спасибо сказала. А мне самой соседи в 90-е годы тоже возвращали 500 рублей, прямо домой принесли, которые у меня вместе с паспортом и ключами выпали из кармана около моего подъезда //
Вы разницы не видите? Вы сразу видели - у кого кошелек пролетел мимо сумочки (кстати, если бы женщина клала его в сумку - положила бы туда, а вот если ложить - можно и пролететь...). А если бы не видели, а просто нашли деньги - Вы бы их положили там же на видное место,чтоб тот, кто потерял - увидел, вернувшись? И никто бы другой их не взял,кроме владельца?
Вы потеряли 500 р. вместе с паспортом... А если бы только деньги - без паспорта - могли бы Ваши соседи написать в подъезде записку, что найдены 500 р. и купюру прикнопить к ней,мол, заберите - кто потерял?
Ну, если да, не знать, кому отдавать - тогда сложнее, точно! Но я бы увесистый кошелёк отнесла бы в бюро находок, это точно, если бы не видела, кто именно потерял.
Могли, и давали в Абхазии и Прибалтике (мне, в СССР), когда с собой не было, совсем незнакомые. Деньги, равные моей зарплате. Оставляли адрес или я знал, куда вернуть. Не надо говорить про всех
Это советская система образования была лучшая в мире, а российская - переделана на американский манер. В советской школе экзамены вполне себе были. Так что отсутствие экзаменов не говорит, о "хорошести"... Вот только сами экзамены в форме тестирования - ЕГЭ - это катастрофа на мой взгляд. И не только на мой. Я читала уже лет пять назад, что в США провели исследование, по результатам которого образование, которое готовит к ЕГЭ (речь идёт об американской системе образования), названо "национальной катастрофой" и было принято решение систему ЕГЭ в США отменять. Вот как реализуется это решение - не знаю. И ещё мне нравится, что в финской системе образования, как и в советской школе, образование бесплатно. В СССР тоже была единая образовательная программа для всех школ, дети могли без ущерба для знаний переходить из одной школы Союза в другую. В СССР была школьная форма, так что "бедность" и "богатство" детей в школе не так выделялись. Финская система образования, без сомнения, скопировала черты советской системы образования, как и английская система образования.
Ваши сказки венского леса тут уже были, ТММ поддержит ).
Есть такой институт Патриса Лумумбы в СССР с самым лучшим образованием. Вот там одни патрисы лумумбы и учились, что говорило о котировке образования СССР.
Делать вид, что было какое-то великое по качеству образование, просто неудобно. Как говорится, если ты такой умный, то почему такой бедный?
Вспоминая рукожопую совковую электронику, машинерию, быт и еще кучу всего, сложно поверить, что это наклепали люди с "лучшим" образованием.
Оно было, скорее, странное, как многое в СССР. Сантехник мог оказаться с высшим образованием, а сварщик неожиданно выдать фразу из Гамлета. Хотя мог и выдать в глаз или забухать на неделю
Я вообще-то про школьное образование говорила, а не про ВУЗовское.
Школьное образование вообще как-то сложно сравнивать. Если как базис к высшему, то это косвенно, а если напрямую, то что есть мерило?
Как определять, что оно - самое лучшее, школьное? Олимпиады?
Почему вы мыслите в очень ограниченных категориях. По - вашему ни тяжелое машиностроение в СССР не развивалось, ни ГРЭС, АЭС не строили, ни в космос не летали. Совковая машинерия... Вообще в теме, нет?
Ну как-бы сказать, что ничего не строили, нельзя. Но все это не совсем для людей было. Да, танки, грэсы, ЖД и т.п.
Но тут, как-бы, черт в деталях.
Вот вы давно были на ГРЭС, АЭС или летали в космос? При СССР или сейчас.
И я не летал.
Но вот сраный телевизор чинил, утюг двухпозиционный тоже (это когда две позиции работает - сожгу все нахер и холодный). И еще кучу примеров можно накидать.
Поэтому за ГРЭС, АЭС и космос сказать сложно, оно в жизни реже встречается. А бумаги туалетной не было - факт. Но грех есть, мыслю узко, на уровне сортира ). Не было бумаиг. Космос был. Сидишь на толчке, помню, читаешь последнюю страничку Известий (там анекдоты и ее юзали в последнюю очередь), ну а первыми, на которых про достижения, так сказать пользуешься. Только там, где фоток нет. Про то, что бывают цветные газеты, я узнал уже в очень зрелом возрасте. А то ж были наши, на цинковых красках. Фотками пользоваться было просто опасно :-D. Супердержава ж, мля. Брежнев в газете от Громыко только подписью отличался, а по фотке не понять было
Сраказм видимо там и появился.. Спортом не пробовали заниматься? Литробол в расчет не брать!
Сказана правда Только вот упертые не верят и не поверят И спорить и говорить им бесполезно
"Я вообще-то про школьное образование говорила, а не про ВУЗовское". //
А что: школьное образование может быть хорошим, а вузовское плохим или наоборот? Они вообще-то связаны между собою.
Что действительно было хорошего в советском образовании... В школьном: все учились по одной программе, поэтому сменив школу,ученик в этом плане ничего не терял. Сейчас,конечно, плюрализм и всё такое, свобода выбора тксказать... НО: выбирают-то не ученики - каждый для себя, а учитель, точнее, его начальство. Поэтому разницы,в общем-то, никакой - что за дело ученику: в министерстве или в дирекции школы выбрали ту фигню, по которой ему придется учиться? Что фигню - то фигню. Помню, например, учебники моего сына по граждановедению, дававшие сведения, противоречащие нормам права... В разных классах, были учебники разных авторов, но ошибки были ВЕЗДЕ. Правда, разные. Так что если уж все равно выбирать можно только между фигней и хренью,может, пусть фигня или хрень будет, по крайней мере, одинаковая?
В вузовском: система отбора была строже. Хороши или плохи были критерии отбора - это другое.Но отбор был. И нельзя было получить высшее образование просто за денежку, любому кто может заплатить. Были экзамены, конкурс (пусть не очень справедливый), поступление не гарантировало окончания вуза: были строгие экзамены,а красные дипломы выдавались в единичных случаях и не каждый год на каждом факультете. Хорошо или плохо было само содержание образования - но выдача дипломов не была поставлена на поток,как сейчас. Вообще - дипломов, а не только - красных.
И поэтому высшее образование было неким достижением. А сейчас - это почти обязательное условие жизни, как школьное. Высшее образование есть у всех и каждого,хочешь выделиться - получи второе. Но вот уже и два высших образования - ерунда, две "вышки" есть у многих, вот получи третье... И стань кандидатом наук! Еще немного, и кандидатская степень станет принадлежностью почти каждого. Умный? так получи докторскую!
При этом - ни количество дипломов о ВО, ни наличие степени никоим образом не сказываются на общем уровне образованности, т.к. 30 % россиян считают, что Солнце вертится вокруг Земли...
У Вас, наверное, сын в перестройку или позже учился? В доперестроечную эпоху в школьных учебниках я ошибок не помню. Школьное и ВУЗовское образование связаны, да, но тем не менее, это разные системы образования. Школьная система образования у нас была лучшая в мире, а вот ВУЗовская, увы, не лучшая в мире. Слишком далека она была от трудовой "практики" и местами политизирована. Насчёт названных Вами "плюсов" советского образования - я полностью согласна. И Вам за это "плюс"!
У Вас, наверное, сын в перестройку или позже учился? В доперестроечную эпоху в школьных учебниках я ошибок не помню//
Да, он учился уже в "этом веке", в основном. Но в доперестроечную эпоху, по крайней мере,отслеживали, чтобы вранье в учебниках не очень противоречило вранью в книжках. А потом оказалось,что можно писать учебники по праву, не заглядывая в действующие НПА...
Во-во... Сие - грустно! :(
чушь какая.. человек с соображалкой мог получить в СССР очень хорошее образование - вот о чем речь, а без соображалки сейчас и в Финляндии выучат, а у нас - только с деньгами))
"человек с соображалкой мог получить в СССР очень хорошее образование"//
Ну, не всегда. Что толку было от его сображалки, если для него были закрыты многие источники информации? А часть доступной информации была откровенной брехней или брехней, мягко завуалированной?
Технари и естественники часто варились в собственном соку, потому что не могли читать зарубежные "буржуазные" источники, а для гуманитариев вранья давалось - вагон и маленькая тележка! Его и сейчас немерено, но благодаря Интернету, хоть сравнить источники можно, да логические выводы сделать...
Я имею ввиду совместимость теории с практикой. Масса ненужных теоретиков, которые сейчас пытаются доказать свою полезность, на деле оказываются дилетантами. Но информации конечно, много))
Вы что думаете, что сейчас "брехни@ печатают меньше чем раньше??? Я и при СССР жила, и сейчас живу: "брехни" сейчас печатают в миллионы раз больше, чем при СССР. Многое из того, что Вы сейчас считаете правдой и есть откровенная брехня. Но выяснится это через несколько поколений и (или) при смене социального строя.
"брехни" сейчас печатают в миллионы раз больше, чем при СССР. Многое из того, что Вы сейчас считаете правдой и есть откровенная брехня. Но выяснится это через несколько поколений и (или) при смене социального строя".//
Зачем же так долго ждать? Почти всё и сейчас можно прояснить, если сравнить источники информации и немного подумать. В СССР просто было почти не с чем сравнивать. Сказали тебе по ТВ, что в ФРГ за мирный протест арестовали демонстрантов, показали,как их за руки и за ноги несут в автозаки, ну и всё. Это сейчас можно прочитать немецкие газеты, а при желании - их телерепортажи. И тогда узнаешь, что эти "мирные протестующие" подожгли десятки припаркованных машин и расколотили все витрины на улице... За что и были арестованы.
Ну так и сейчас протестуют - а нам -то не дат протестовать. Так почему сейчас брехни меньше? Нисколько не меньше, а покоя никакого..
У нас, например, был запрет на чтение любых иностранных книг и журналов в библиотеке и читальном зале (технических и вообще любых) Не выдавали ни на руки, ни просмотреть И это в наукограде, 40 км от Москвы
Как можно "получить очень хорошее образование", если ты отрезан от мира?
Ерунда это или к гуманитарке подходило и все.
Технический спец в СССР варился во внутреннем соку, отставая от мира лет на 30-50, без шансов поглядеть, а как там у них
да ладно демагогию разводить))
"Как можно "получить очень хорошее образование", если ты отрезан от мира? Ерунда это или к гуманитарке подходило и все". //
Зная Вашу неприязнь к "гуманитарке", все же не могу не заметить, что и там невозможность ознакомиться с первоисточниками приводила к тому, что мы имели весьма ограниченные представления об истории, социологии, теории права... Криминология вообще была чем-то странным. Я писала по ней свой диплом в 1998 году, у меня была чисто случайно найденная книга американца В. Фокса, да еще моя НР дала мне перевод книги немца Шнайдера. В оригинале - обе книги были написаны в черт-те каком лохматом. Но я их в конце 90-х читала прям как свежайшее прозрение, открывая для себя то, что весь мир, кроме нашей страны, знал уже полвека.
Но конечно, исторические "открытия" Мединского и расцвет "телегонии" тогда вряд ли кто предвидел...
Я, учась в советской школе, испытывала тягу и интерес к жизни. Я знала, что после института мне гарантированы хорошая работа, бесплатное жилье и масса интересного - поездки к морю, пусть нашему... или болгарскому. Все было достаточно весело и интересно. Чего-то заумного мне было не нужно, Все было прозрачно. На кой ляд мне сейчас нужно образование, если я не могу его применить на практике? Пример, когда после философского универа люди работают продавцами. Ну вот на кой? Или сейчас энергетик на заводе получает 20 тыщ зарплаты, за все отвечая и не получая ни квартиры, ни поездки к морю. Вот оно - отвлечение образования от практики. Кто хотел найти источники - находил)) Сейчас их - завались, но главное качество, которое возникло в настоящем - лень! Некоторым нужно все и сразу. Это реалии нашего времени.
"после философского универа люди работают продавцами. Ну вот на кой? Или сейчас энергетик на заводе получает 20 тыщ зарплаты, за все отвечая и не получая ни квартиры, ни поездки к морю. Вот оно - отвлечение образования от практики". //
Да - вот на кой было лезть на философский факультет, платить там 5 лет за обучение, приносить преподам купленные курсовые, чтобы потом работать продавцом... Но это уже другая история.
Про энергетика: естественно, он получает 20 тыщ и ничего не имеет, кроме ответственности, потому что его начальство загребает себе 220 тыщ и ни фига не знает о собственном производстве. Но такую систему данный условный энергетик благословил своими выборами, посадив себе на шею кучу дармоедов из соображений "а вдруг будет хуже, если выбрать других." Поэтому здесь не прослеживается связь между институтской теорией и заводской практикой. Закон Ома что ли изменился в РФ по сравнению с СССР?
При чем тут вообще выборы? Извините связь между теорией и практикой видан, когда молодое "дарование " после института, особенно, если чей-то сынуля не может розетку починить. Но ему надо все и сразу. Он же презирает совковую действительность. А у нас в школе даже отличник ходили на практику и белыми ручками денюжки зарабатывали на заводе.
Да, соглашусь полностью. Гуманитарку не упомянул, так как просто стараюсь ее стороной оставлять ).
Но, подозреваю, что огромная куча всяких диссеров прошлого по всем дисциплинам, книг и еще куча чего была просто следствием копипасты вывезенной из-за бугра продукции.
Сколько всяких буратин наклепали за годы отсутствия авторского права и просто неведения.
СССР не был "отрезан" от мира. Это была полновесная, cуперсовременная с технологической точки зрения мировая держава. Это был "центр" мировой геополитической силы, равный по мощи США. СССР сам по себе занимал 1/6 часть суши. Ныняшняя Россия- жалкий "огрызок" от былого могущества. Половина стран мира были нашими друзьями и вассалами, как теперьу США. Даже больше, чем половина. Я это всё видела своими глазами, я жила в это время и помню. Но у нас был другой социальный строй, не капитализм. А сейчас РФ всего лишь рядовая капиталистическая держава.
"СССР не был "отрезан" от мира. Это была полновесная, cуперсовременная с технологической точки зрения мировая держава". //
Я закончила школу на 4 года раньше Вас. Очень хорошо помню эту "супертехнологическую"державу. В отношении оружия и космоса - может быть. Остальное - сорри. Мой муж, уроженец ФРГ, получил свой первый компьютер в 1982 году. Еще гимназистом был. Я впервые увидела компьютер ровно через 10 лет, на занятиях в универе, когда получала вторую "вышку." Страны-друзья... Ну да, у нас в институте, в политехе напротив, в медицинском - неподалеку, полно было студентов из этих дружественных стран Африки и Ближнего Востока. Помнится, один африканец, вылупил глаза на деревянные счеты в магазине: он вырос уже в эпоху калькуляторов, а такое видел лишь в музее,и не предполагал,что на них кто-то еще работает. Но в 70-80 -е годы деревянные счеты были непременной принадлежностью советского магазина, бухгалтерии, сберкассы...
Страны Восточной Европы в перестройку и сразу после нее из "друзей" СССР брызнули с такой скоростью, что и слов нет... Сразу видно, насколько добровольно дружили...
Технологичность заключается не в наличии компьютеров, извините.
Если США сначала выйдет из НАТО (или распустит блок НАТО, как поступил СССР со странами Варшавского Договора), а затем и вовсе само распадётся на отдельные штаты, Вы удивитесь, сколько "друзей" США брызнут с такой скоростью, что и слов нет... Сразу станет видно, насколько они добровольно дружили..
Эк вас :). Ну про 1/6 части суши соглашусь. Это да. Занимал. Нужность суши весьма сомнительна, вон, даже гектар никто даром брать не торопится, но занимал. Остальное же - какие-то чудеса и сказки про полновесную суперсовременную державу.
У кого телевизор Садко на спичках работал? Да поди ж у всех, кому не сильно мало лет ). Это ж суперсовременно! Ебнешь в торец гетеродину, а нифига каналы не ловит, сбивается. Тогда начинаешь под блок спички подсовывать, вычисляя позицию, в которой это чудо техники изволит три канала поймать ).
Кстати и три канала - признак супердержавы. Полновесной
Фу, какой вы матершинник.. Это в аспирантуре нынче так учат выражаться? Что за окружение у Вас?
Это термин ). Обозначает сильный и резкий удар по гаджету.
Иногда в гаджетах к совковой технике так и писали.
В случае возникновения ряби или искажения изображения е...ть по задней трети корпуса изделия.
Иначе ж ничего не работало ).
Дядька на гетеродин гирьки ставил. Я спички подсовывал. Супердержава )
Не в телике счастье! И не в количестве каналов.
Какое может быть тут обсуждение, если уже даже комментарии блокируют. Свобода слова? Хахаха три раза. Присоединены к миру? Хахаха 666 раз. Обсуждаем Финляндию- у нас это было, чего сейчас обсуждать?
Мой папа как раз был "технический спец", ведущий инженер на заводе. Его даже до перестройки не выпускали за границу, потому что "cпец" такой хороший был. В перестройку его "выпустили" в командировку в ФРГ. Папа мой съездил в командировку, а приехав, сказал, что ТАМ он оказался одним из самых квалифицированных специалистов. Папу там сильно "обхаживали", возили по курортам за счёт приглашающей стороны, разместили в пятизвёздочном отелеб приглашали соседние страны посетить, но папа отказался. Местные инженера на заводе, куда он приехал, удивлялись его техническим решениям. Немцы даже ему сказали, что "никогда такого не видели". Папе тогда такие контракты на Западе, с такими фантастическими зарплатами стали предлагать, что он сразу понял, что его "завербовать" хотят, поэтому как честный советский человек немедленно от них отказался и даже больше в зарубежные командировки не ездил, хотя ему предлагали.
Так что наши технические специалисты были не хуже, чем на Западе, а местами и лучше!
Серьезно? прямо местные инженера?
Те, с кем папа в ФРГ по работе общался. Он же по работе ездил на немецкий завод. Они очень восхищались.
Святая правда
"В СССР была школьная форма, так что "бедность" и "богатство" детей в школе не так выделялись". //
Очень даже выделялись. Просто в СССР не так много было возможностей *(за исключением столиц с "Березками") вообще как-то выделяться "богатством", но было такое, было... Помимо формы школьники носили еще обувку, пальто и куртки... И особенно в старших классах очень и очень было заметно: кто в сельповском зимнем пальто и т.н. "бурках" - войлочных сапогах, а кто - в шубе и в сапогах от "спикулей" Девочкам прокалывали уши и либо сразу вставляли в дырочки золотые сережки, либо довольствовались специальными ниточками, которые надо было оставлять в ушах для заживания, прежде чем надевать сережки из "неблагородного" металла. Очень хорошо помню я свои "веревочки" рядом с золотишком одноклассниц. Учителя ругались, пытались запретить, но что тут поделаешь: если уши уже проколоты и трогать их определенное время нельзя... Когда ранки заживали, сережки требовали снять. Но выполнялось это не всегда. Да и - полдня на уроках, а потом? Встречаются же дети на улицах, ходят на школьные дискотеки... Очень даже хорошо было видно неравенство в материальном плане. Просто большинство, конечно, были середнячками. Но богатые и бедные - были, и это было весьма и весьма заметно.
И кстати, когда мой сын пошел в школу (уже в постсовке) я была противницей введения школьной формы: там, где вводили обязательные такие и этакие костюмы для учащихся, это стоило нехилых денег. Стоимость советской школьной формы ушла в прошлое, а сама идея ее - по постсоветским ценам - ну ни капельки не вдохновляет.
"Очень хорошо помню я свои "веревочки" рядом с золотишком одноклассниц." - А у меня в школе многие девочки вообще уши не прокалывали. От слова "совсем". :) Я лично уши проколола в 31 год, когда замуж вышла только. Конечно, я тогда сразу золотые серьги в уши вставила, но не потому что это "золото", а из гигиенических соображений, чтобы ранки в ушах не болели. С верёвочками в ушах я бы не ходила. Инфекция может в ранки проколов попасть же.
Вот из гигиенических соображений и оставляли медики "веревочки" - специальные нити в ушах, для тех. у кого золота не было дома ни из каких соображений - хоть разгигиенических. Вот просто не было. По причине отсутствия денег на него.
А у меня некоторые знакомые в уши просто шёлковые ниточки вставляли, обмакнутные в спирте. Ох и распухали потом у них уши! :( Зачем вообще тогда уши прокалывать? :( Лучше уже вообще ходить без дырочек в ушах! :)
Именно простерилизованные золотые серьги определённого веса и формы и надо вставлять в уши, чтобы свежепроколотые "дырочки" не воспалялись и не болели.
Да, но не у всех были деньги на золотые серьги,и даже на серебряные. А прежде чем вставлять простые - да, надо было вот так вот терпеть воспаленные и болезненные дырочки. Красота требует жертв... Серьги-то носить хотелось, хоть и не золотые. Но мы пошли уже в полный оффтоп. Хватит об этом, плиз. Или заведите специальную тему: зачем вы, девочки...
Тему надо назвать "Красота - страшная сила!" Или "Жертвы красоты!"
Я закончила школу в 1987 году. Насчёт "равенства" советских школьников в отношении богатства, я лично по себе сужу. Мне было лично, когда я училась в школе, глубоко наплевать, у кого сколько денег. Моим одноклассникам тоже. В ВУЗе тоже, кстати. Хотя, это в ОмГУ на мат. факультете к деньгам были равнодушны. А вот в мед. институте и даже на юр. факультете ОмГУ деньги были главными и во времена моего студенчества.