Нет предела совершенству – девиз, свойственный не только перфекционистам, но и тем, чья профессия напрямую связана с созданием текстов. Стилистика, логика, структура? Обо всем этом – в статье.
Образ – ключ к сердцу читателей
Материал написан вроде бы логично и четко, но понимают его не все? Вероятно, текст получился специфичным и не создает образных связок, а без них интерес к повествованию теряется быстро.
Примеры, сравнения, пояснения – вот, что сделает текст доступным и увлекательным.
Старайтесь избегать клишированных образов. «Невинная жертва», «белее снега», «мечта стала кошмаром» – избито и неоригинально. Если не удается придумать что-то новое, пишите проще.
Дьявол в деталях
Хорошо проработанный материал – 80% успеха. Что бы вы не писали – статью, эссе или художественное произведение, старайтесь осветить действие или тему со всех сторон. Поставьте себя на место потенциального читателя, все ли вам понятно, не осталось ли вопросов или ощущения недосказанности.
Есть хороший пример: журналист, готовя статью о серийном убийце, побывал в семье девушки – одной из предполагаемых жертв. Когда он был у них дома, то заметил заклеенный скотчем выключатель у входной двери. Как оказалось, до прихода дочери мать оставляла включенным свет. Теперь он горел всегда.
Но помните, излишняя детализация утомляет, старайтесь держать баланс.
Немного о паразитах и неопределенности
«У него сложилось представление, что все происходящее как бы проекция реальности».
«Как бы», «зачем-то», «непонятно» – устойчивые выражения, которые откровенно портят текст и демонстрируют неуверенность автора. Подробнее эту тему раскрывает Ю. Никитин в книге «Как стать писателем».
А теперь попробуем выправить предложение согласно рекомендациям: «Складывалось впечатление, что происходящее – лишь отдаленная проекция реальности».
«Вычесывайте» лишнее.
Восприятие на слух – самая эффективная вычитка
Вычитка – процедура утомительная, но полезная. Процесс имеет больший КПД, если сопровождается восприятием на слух. Попробуйте – слишком короткие/длинные слова и предложения сразу себя проявят.
Ритмика – законы восприятия
Чередуйте длинные и короткие предложения, не перебарщивайте с причастными и деепричастными оборотами, сложными смысловыми конструкциями. Максимум, который вы можете себе позволить, – это «Правило 12 слов», то есть максимальная длина предложения должна быть не более дюжины слов (не считая предлогов).
Прилагательные – не, не слышали
Любой предмет имеет свойства. Чем ярче вы его покажете читателю, тем легче усвоится материал. Не знаете, как грамотно подобрать свойство – откройте словарь эпитетов, иногда это помогает. Опять же, не усердствуйте. «Великолепные мандарины с блестящей кожурой и умопомрачительным ароматом» точно не сделают ваш текст выразительнее.
План и структура
Не стоит забывать о такой важной детали, как подготовка и предварительное планирование. Данные приемы имеют существенный плюс по сравнению с импровизацией. Поток сознания заинтересует разве что психолога.
Если количество мыслей зашкаливает
Не пытайтесь уместить в одном предложении сразу с десяток умозаключений, читатель в них увязнет. Гораздо понятнее, если вы отделите новую мысль точкой.
1 мысль – 1 предложение.
Особенно это касается сложных текстов, где нужно объяснить, например, новое явление, экономическую ситуацию или устройство прибора. Пусть каждое новое предложение раскрывает суть предыдущего. Сравните:
«Гироскоп (с греческого «гирио» – вращаться и «скопио» – смотреть) представляет собой прибор, имеющий способность реагировать на перемену углов ориентации связанного с ним тела, на которое оно устанавливается, относительно инерциальной системы координат. В качестве простейшего примера можно назвать игрушку юлу».
или
«Гироскоп – это устройство, которое имеет свободную ось вращения и способно реагировать на изменение пространственной ориентации. Каждый из нас хоть раз в жизни встречался с самым простым примером гироскопа – юлой. Раскрученная юла может долго вращаться вокруг своей оси».
Объясняйте сложное по цепочке.
Аллитерация и рифма – зло
«Солнечный свет сладким смузи согрел сердце» – это аллитерация эпического формата. На самом деле старайтесь избегать двух слов подряд, начинающихся на одну и ту же букву.
То же самое можно сказать и о рифме, ее применение неуместно, если, конечно, вы не поэт.
Самое главное – практика
Любой прием нужно отработать. Просто прочитав о том, как повысить качество, вы не станете гуру. Каждый метод требует закрепления и постоянного исполнения. Успеха добивается не тот, кто быстр, а тот, кто не сдается.
Комментарии 3
Но, как отмечено cyberman, главная проблема ныне - не красота, широта, глубина и прочая, прочая речи, а обход АП.
Хочешь зарабатывать - делай добротно, но не старайся достичь совершенства. Это просто бизнес, ничего лишнего. Ценовая политика Студворка не предполагает "шЫдевраф".
PS. Но, честно сказать, подчас испытываешь заслуженное чуйство гордости от полученного результата. Дай нам боги поболе подобных моментов