Ко мне обратился один из новоиспеченных авторов Студворк с самым популярным и насущным вопросом, как продуктивнее работать на бирже, много зарабатывать, покорить мир и стать миллионером. Слово за слово и выяснилось, что автор является молодым преподавателем. Среди наших экспертов немало преподавателей и тех, кто тесно связан с учебным процессом. Поэтому я предложил написать небольшую статью о личном опыте и рассказать, каково работается молодому преподавателю в современных условиях. Вот что из этого получилось.
Первое время молодой преподаватель работает как ассистент лектора. Лектор, кандидат или доктор наук, читает курс по разработанной программе, а ассистент помогает ему на семинарских, лабораторных и практических занятиях. В учебную нагрузку молодому специалисту чаще дают читать дисциплины на младших курсах — там и посещаемость студентов выше, и домашняя подготовка тщательнее, и учебный материал проще. На второй-третий год преподавания постепенно добавляются предметы старших курсов.
В начале своей карьеры преподаватель похож на «Фигаро здесь, Фигаро там»:
- посетить занятия коллег и оставить письменный анализ;
- написать объяснительную в деканате, почему отпустил студентов на пять минут раньше звонка;
- вчера нужно было сдать отчет по воспитательной работе;
- сходить со своей кураторской группой в музей;
- на завтра подготовить тезисы для научной конференции.
Кажется, что этот список не закончится никогда. Но набравшись опыта, вы сможете распределять нагрузку равномерно.
Как влиться в новый коллектив?
Еще вчера вы защищали курсовую перед преподавателями, а сегодня они уже ваши коллеги. Ощущение неловкости еще долго не будет вас покидать. К тому же, как и в любом коллективе, на кафедре могут образовываться группы. Жизненное кредо кота Леопольда очень оптимистично, но не всегда применимо. Оставаться в стороне долго не удастся: вас могут ловко поставить перед выбором, чтобы узнать – вы среди «своих» или «чужих». Так появятся коллеги-друзья, и коллеги, которые будут избегать общения. Все, что вам остается, – это сохранять хладнокровие и дипломатичность.
Работа преподавателя требует общения с людьми, а, значит, будут возникать нестандартные ситуации, из которых нужно выйти с достоинством.
Как строить отношения со студентами и деканатом?
Ситуация 1. Студенты смеются и исправляют допущенную вами ошибку. Лекция получилась короче, чем было запланировано, и осталось свободное время.
Выход. Признайте свою ошибку с улыбкой и поблагодарите внимательного ученика. Но впредь будьте бдительны, частые ошибки уронят вас в глазах студентов. Чтобы овладеть материалом преподаваемой дисциплины, стоит готовиться минимум по двум основным литературным источникам. Ищите интересные истории и необычные факты по теме, подготовьте вопросы или задания (на всякий случай).
Ситуация 2. Студент не готов к занятию, и вы затрудняетесь поставить неудовлетворительную оценку.
Выход.Поинтересуйтесь, почему так произошло, и порекомендуйте, как работать с литературой. Если причина неуважительная, глубоко вздохните и ставьте двойку. Не оставляйте пустых клеток в журнале, иначе в скором времени они превратятся в вашу головную боль.
Ситуация 3. Студенты пришли на зачет и и принесли банку кофе и коробку конфет или вообще предлагают решить проблему «по-другому».
Ситуация 4. Группа пришла совершенно неподготовленная к занятию и уговаривает отпустить их домой.
Выход. Нужно уметь говорить категорическое «нет». А коробку конфет можно открыть и угостить всех присутствующих.
Ситуация 5. Студенты на каждом занятии задают личные вопросы, пытаясь увести внимание от темы.
Выход. Иногда со студентами необходимо поговорить «за жизнь». Это способствует установлению уважительных отношений, показывает, что мнение и чувства учеников вам не безразличны. К тому же вы можете повернуть разговор в нужное вам русло и связать его с темой лекции. В таком формате материал усваивается еще лучше.
Ситуация 6. Деканат может быть «белым и пушистым» по отношению к вам, а в следующую секунду обернется против, встав на защиту студента.
Выход. Общаться с деканатом о прогульщиках и неуспевающих, студенческой аттестации. Назовите это инстинктом самосохранения, дабы не быть обвиненным в покрывательстве студентов. Полезно изучить нормативные документы, касающиеся вашей работы. Быть подкованным в плане своих прав и обязанностей – больше шансов выйти сухим из воды.
Ситуация 7. Рабочий день может растянуться от первой пары в первой смене до четвертой пары второй смены со множеством «окон».
Выход. Ничего не поделаешь. Работать и надеяться, что в свое время и на «своем» факультете вам предложат удобное расписание.
Комментарии 14
1.Ты недавно влился в коллектив и по прошествии некоторого времени твой коллега один из самых уважаемых на кафедре-человек -праздник (душа компании), который тебе к тому же помогал освоиться отзывает тебя побеседовать и кладет перед тобой 2-3 зачетки.
2.Идет время пытаешься параллельно с работой заниматься наукой и в один прекрасный момент видишь перед собой знакомого аспиранта с запиской от декана-председателя диссертационного совета в которой настоятельная просьба о помощи указанному в записке субъекту.
3. И самый банальный такой вариант: пришел на работу -передали просьбу зайти к проректору-но на самом деле не совсем к нему , а к секретарю- у которой в столе куча зачеток и некоторые из них для тебя ( а у тебя на носу или переизбрание или решается вопрос выделят общагу или нет и тд).
Как в таких случаях проявлять принципиальность -не совсем понятно.Хотя может в некоторых особо элитных заведениях такого и не бывает
1. Самая простая. Просто так класть зачётки перед равным себе - наглость. Если не хочется обострять отношения, то коллеге говорим, мол, не против, но пусть студент явится. Если коллега разумный, то поймёт. Студенты приходят, ненавязчиво интересуемся, нет ли тут денежного интересу, ибо этот "душа компании" вполне мог и подставить. Обязательно оставляем у себя письменные работы таких студентов, - это ваше прикрытие на случай чего.
2. В чём проблема помочь? Меня тоже просили в своё время, - дал литературу, скинул определённые материалы, - всё ок.
3. Ничего с секретаршей не решаем. Секретарше мило улыбаемся, зачёток пока не берём даже в руки. Поясняем всё своей неопытностью, сетуем на то, что требуется уточнить несколько моментов - и идём к проректору. Говорим, что студент должен быть, ибо вам подставляться под возможную статью неохота. Мало ли где этот студент и что с ним. Но, кстати, эта ситуация уже повод конкретно задуматься - а не в шараге ли приходится работать?
Далее - секретарша в примере - странная дама, что тоже сомнительно. Ей достаточно просто позвонить методисту отделения( очное или заочное) или секретарю кафедры, чтобы узнать, как можно решить вопрос с преподавателем, и только потом принимать какие-то меры.