Юность как этап социализации индивида

Содержание

  1. 1. Сущность социализации в юности
  2. 2. Трудности социализации в юности
  3. 3. Девиантное поведение в юности

К юности относят период жизни человека от 13 до 19-22 лет. Этот этап считается завершающим этапом активной социализации личности.

Это период завершения полового созревания человека формирования физиологически взрослого организма. Юность стали выделить в отдельный этап жизни в конце XIX – начале ХХ веков в результате существенного удлинения процесса образования, необходимого для формирования компетентной, способной к существованию в современной техносфере личности.

Сущность социализации в юности

Психофизиологические изменения в юности являются фоном, на котором проходит социализация. В этот период заканчивается формирование репродуктивной системы, юноши и девушки начинают активно интересоваться противоположным полом и вопросами сексуальности вообще. Выстраиваются первые сексуальные связи, формируется стратегия репродуктивного поведения.

Вместе с профориентацией и определением направления жизненного пути это составляет ядро мировоззрения.

Желаемый выход из под родительской опеки и стремление к самостоятельным решением приводит к максимализму в суждениях, гипертрофированному чувству собственной значимости ориентированности на собственные оценки «нравится» или «не нравится». Стремление к самостоятельности соседствует с желанием найти свой круг общения. В результате идёт колебание от подросткового эскапизма и экстремизма до конформизма относительно мнения значимого человека.

В этот период завершается формирование механизмов концентрации внимания, молодые люди становятся способными к длительному усидчивому занятию учебной или уже профессиональной деятельностью, а это уже почва для формирования связей в профессиональной среде.

Трудности социализации в юности

Таким образом, имеются следующие трудности социализации в этом возрасте:

  1. высокий уровень притязаний и низкий социальный статус, вмененный возрастом, задают высокий уровень конфликтности личности в общении;
  2. для родителей бывает очень сложно вовремя понять, что их ребенок уже вырос и требует иного подхода, скорее дружеского, чем опекающего. Это создает опасность нарушения семейных связей;
  3. стремление к самостоятельности и конформизм, резкие переходы от одного к другому делают проблематичным создание устойчивых социальных связей.

Социальные статусы юношей и родителей в большинстве случаем несовместимы.

Родители продолжают обеспечивать материальное благополучие, а физиологически взрослый остается по статусу и выполняемой роли ребенком. Это приводит к проблемам формирования ответственного поведении, принятием ответственности за свои ошибки.

Девиантное поведение в юности

Из трудностей социализации вытекает многообразие девиантного поведения.

Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания.

По различным оценкам число подростков у которых зафиксировано девиантное поведение составляет от 40 до 65%, В рамках классификации девиантного поведения В.Д. Менделевича выделяют следующие её типы:

  • делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие;
  • аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества, фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях;
  • патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии;
  • психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

В контексте социализации выделяют следующие причины девиантного поведения:

  • неполные семьи – при воспитании одними родителем повышаются шансы формирования патологических форм отношений с ребёнком, у подрастающего человека нет образца взаимодействия с противоположным полом;
  • конфликтные или асоциальные семьи – в таких семьях образец для подражания имеется, но несёт явно негативную окраску;
  • учебно-воспитательные ошибки. Значительную роль в социализации играет школа: недостаток внимания и педагогические ошибки способны сформировать особенности личности молодого человека, способствующие девиантному поведению;
  • гормональная перестройка организма приводит к нестабильному эмоциональному состоянию, высокой вероятности импульсивного, не сдерживаемого волей поведения.

Развитие девиантного поведения происходит на фоне непонимания или неприятия существующих в обществе социальных норм и ценностей. Сремление к самоопределению и самовыражению приводит к высокой вероятности демонстративного, эпатажного поведения.

Не знаете, сколько стоит статья по социологии на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир