К юности относят период жизни человека от 13 до 19-22 лет. Этот этап считается завершающим этапом активной социализации личности.
Это период завершения полового созревания человека формирования физиологически взрослого организма. Юность стали выделить в отдельный этап жизни в конце XIX – начале ХХ веков в результате существенного удлинения процесса образования, необходимого для формирования компетентной, способной к существованию в современной техносфере личности.
Сущность социализации в юности
Психофизиологические изменения в юности являются фоном, на котором проходит социализация. В этот период заканчивается формирование репродуктивной системы, юноши и девушки начинают активно интересоваться противоположным полом и вопросами сексуальности вообще. Выстраиваются первые сексуальные связи, формируется стратегия репродуктивного поведения.
Вместе с профориентацией и определением направления жизненного пути это составляет ядро мировоззрения.
Желаемый выход из под родительской опеки и стремление к самостоятельным решением приводит к максимализму в суждениях, гипертрофированному чувству собственной значимости ориентированности на собственные оценки «нравится» или «не нравится». Стремление к самостоятельности соседствует с желанием найти свой круг общения. В результате идёт колебание от подросткового эскапизма и экстремизма до конформизма относительно мнения значимого человека.
В этот период завершается формирование механизмов концентрации внимания, молодые люди становятся способными к длительному усидчивому занятию учебной или уже профессиональной деятельностью, а это уже почва для формирования связей в профессиональной среде.
Трудности социализации в юности
Таким образом, имеются следующие трудности социализации в этом возрасте:
- высокий уровень притязаний и низкий социальный статус, вмененный возрастом, задают высокий уровень конфликтности личности в общении;
- для родителей бывает очень сложно вовремя понять, что их ребенок уже вырос и требует иного подхода, скорее дружеского, чем опекающего. Это создает опасность нарушения семейных связей;
- стремление к самостоятельности и конформизм, резкие переходы от одного к другому делают проблематичным создание устойчивых социальных связей.
Социальные статусы юношей и родителей в большинстве случаем несовместимы.
Родители продолжают обеспечивать материальное благополучие, а физиологически взрослый остается по статусу и выполняемой роли ребенком. Это приводит к проблемам формирования ответственного поведении, принятием ответственности за свои ошибки.
Девиантное поведение в юности
Из трудностей социализации вытекает многообразие девиантного поведения.
Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания.
По различным оценкам число подростков у которых зафиксировано девиантное поведение составляет от 40 до 65%, В рамках классификации девиантного поведения В.Д. Менделевича выделяют следующие её типы:
- делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие;
- аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества, фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях;
- патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии;
- психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
- гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.
В контексте социализации выделяют следующие причины девиантного поведения:
- неполные семьи – при воспитании одними родителем повышаются шансы формирования патологических форм отношений с ребёнком, у подрастающего человека нет образца взаимодействия с противоположным полом;
- конфликтные или асоциальные семьи – в таких семьях образец для подражания имеется, но несёт явно негативную окраску;
- учебно-воспитательные ошибки. Значительную роль в социализации играет школа: недостаток внимания и педагогические ошибки способны сформировать особенности личности молодого человека, способствующие девиантному поведению;
- гормональная перестройка организма приводит к нестабильному эмоциональному состоянию, высокой вероятности импульсивного, не сдерживаемого волей поведения.
Развитие девиантного поведения происходит на фоне непонимания или неприятия существующих в обществе социальных норм и ценностей. Сремление к самоопределению и самовыражению приводит к высокой вероятности демонстративного, эпатажного поведения.
Не знаете, сколько стоит статья по социологии на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!
Комментарии