Классические школы в социологии второй половины XIX века

Содержание

  1. 1. Классические школы социологии XIX – начала XX в.
  2. 2. Сравнительный анализ классических школ

На вторую половину 19 – начало 20 в. пришелся расцвет теоретической социологии, а также активное формирование социологических теорий, которые смогли стать классическими. Главными представителями классической западной социологии принято считать О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Ими был предложен реформистский путь становления общества. При этом ими была сделана ставка на основные научные исследования той общественной реальности, которая уже существовала. Все они старались определить показатели их развития, отыскать причины огромных противоречий и способы их разрешения.

Классические школы социологии XIX – начала XX в.

Классический период социологии традиционно принято связывать со временем и процессами ее становления в качестве науки. Исторически данный период времени охватывает весь 19-й и начало 20 века. Именно в этот промежуток времени появляются и в дальнейшем приобретают теоретическое воплощение основные идеи относительно общественного устройства. Наряду с этим происходит активное становление социологических школ, получивших название классические.

Данное название было получено в результате того, что им принадлежит первенство в научном объяснении общественной проблематики, а также формировании общих методологических базисов социологии. В результате этого все поколения, которые следовали за классиками, берут во внимание их научные достижения, или напрямую обращаться к ним.

Классические социологические теории смогли оказать огромное влияние на становление всей, в частности и современной социальной мысли. Так, классические социологические теории включают в себя три научные школы:

  • позитивистская (О. Конт, Г. Спенсер, Г. Тардт);
  • марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.);
  • антипозитивистская (М. Вебер и др.)

Важно отметить то, что позитивистская и марксистская социологии появились в относительно не большой промежуток времени, равный 10-15 лет. На их содержание огромное влияние оказал французский социальный мыслитель по имени Сен-Симон.

При условии революционного подъема представители данных школ думали над тем, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между самыми разнообразными социальными группами. Что касается самой социологии, то они исследовали ее как основной компонент познания общества, в результате чего ими были созданы рекомендации по его реформированию.

Несмотря на большое количество существовавших теорий, концепций и подходов в XIX веке, все они имели общий объект и предмет социологии, которым является общество, а также вся общественная жизнь.

Сравнительный анализ классических школ

Огюст Конт главный представитель позитивистстской социологии. Его главными работами являются следующие: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».

Он указывал на то, что социология должна иметь достаточно точные знания точно также, как и естественные науки. Для этого важно полностью отвергнуть спекуляции и вымыслы, традиционно свойственные для философского мышления. При этом целесообразно отказаться от попыток разрешать «неразрешимые» вопросы.

Вторым представителем является английский философ и социолог по имени Герберт Спенсер, которым была создана эволюционно-организмическая теория.

Главные труды – «Основные начала», «Основания биологии». Формирование его социологических взглядов происходило под непосредственным влиянием достижений, накопленных естественными науками, идеями эволюции, которые концептуально были представлены в работах Ч. Дарвина.

Следующей классической школой социологии является школа, основывающаяся на учении Карла Маркса, получившая название марксистская социология. Так, К. Маркс не применял относительно собственных взглядов понятия «социология». При этом он не вступали в теоретические дискуссии с О. Контом.

Социологическая проблематика в его учении об обществе – это основной компонент весьма широкого учения, которое было представлено системой философских, экономических, политических взглядов, а именно марксизма. Подавляющее большинство вопросов относительно общественного устройства и функционирования изучались как в специальных работах, так и в отдельных статьях, записках, письмах. Марксистская социология базировалась на основании исследования определенных фактов общественной жизни, которые были представлены во взаимодействии.

Антипозитивистская социологическая школа появилась в конце ХIХ – начале ХХ века. Главным представителем является Макс Вебер.

Суть данной теории представлена следующими положениями. В первую очередь, нет единства законов природы и общества, которое обладают качественными отличиями от природных явлений. Во-вторых, способы исследования общества не схожи с методами, применяемыми для исследования естественных наук. В-третьих, социология дает представление о явлениях и процессах, происходящих в обществе, но не может дать знания об обществе в целом.

Заказать статью по социологии у экспертов биржи Студворк!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир