Защитные механизмы психики

Содержание

  1. 1. Идентификация с агрессором
  2. 2. Подавление (вытеснение)
  3. 3. Отрицание
  4. 4. Рационализация
  5. 5. Регрессия (инфантилизация)
  6. 6. Компенсация (гиперкомпенсация)
  7. 7. Реактивные образования
  8. 8. Проекция
  9. 9. Замещение
  10. 10. Сублимация
Тест: 3 вопроса
1. Сколько защитных механизмов выделял З. Фрейд?
7
4
10
3
2. Для какого защитного механизма психики характерно возвращение человека на предыдущую ступень развития?
сублимация
регрессия
замещение
компенсация
3.

Какой защитный механизм считается самым безопасным?

отрицание

рационализация

сублимация

проекция

Защитные механизмы психики, или механизмы психологических защит – это бессознательные модели поведения, направленные на сохранение психического здоровья личности и внутренней гармонии. Они защищают человека от травм, негативных эмоций и чувств, переживаний, внутренних конфликтов. Понятие «механизм психологической защиты» было введено З. Фрейдом.

В современной психологии выделяют более 20 типов защитных механизмов, но в классификации Фрейда их было 10. Рассмотрим каждый из этих типов подробнее.

Идентификация с агрессором

Каков принцип работы у этого механизма? Чтобы перестать кого-то боятся, человек становится таким же, как этот кто-то.

Разберем на примере. Ребенок систематически подвергается избиениям со стороны отца. Крики, рукоприкладство, угрозы – все это пугает. Чтобы перестать бояться, ребенок сам становится агрессивным. Не исключено, что в следующий раз уже отец будет избит.

Другой пример. Идентификация с агрессором – обязательный элемент стокгольмского синдрома. Чтобы не сойти с ума в условиях вынужденного общения с тираном, заложник начинает идентифицировать себя с ним. Это помогает принять агрессора, что снижет страх. А еще заложнику кажется, что «своего» преступник не тронет.

Подавление (вытеснение)

При этом механизме человек как бы забывает то, что причиняет ему боль, заставляет испытывать чувство вины или стыда.

Это могут быть какие-то воспоминания, желания самого человека, мысли, действия или слова. Специфика в том, что субъект и правда не помнит этого, но на уровне подсознания это все еще живет и влияет на осознанное поведение человека в настоящем.

Пример. Психологи часто сталкиваются с этим феноменом, когда работают со страхами и фобиями. Например, клиент приходит с таким запросом: «Боюсь выступать на сцене». А потом выясняется, что в детском саду у него был неудачный опыт выступления (затравили одноклассники или жестоко наказали родители). Человек и не помнил этого случая, но на бессознательном уровне это продолжало влиять.

Отрицание

Субъект отрицает то, что не может принять.

Он отказывается даже слышать о том, что может его ранить: «Да нет, он не мог так поступить», «Не верю», «Этого не было», «Я этого не заметил». Например, люди могут долгое время находиться в разрушившихся отношениях, отрицая очевидные измены, недопонимание и многое другое. Человек и правда не замечает того, что может навредить его психическому здоровью.

Часто отрицание сочетается с другим механизмом – рационализацией.

Рационализация

Это оправдание, логическое объяснение того, что не может принять человек.

Например, часто люди, которые в детстве подвергались насилию, говорят: «Меня били за дело, зато человеком вырос». Если спросить, за какое «дело» их били, то они даже не смогут точно ответить. То есть они не хотят даже думать, что их били просто так, ни за что, да еще и близкий человек. Чтобы принять этот опыт, они придумывают вот такое объяснение.

Регрессия (инфантилизация)

Это откат в детство.

Например, когда вместо взрослого адекватного диалога, человек начинает плакать, кричать, капризничать. У детей это проявляется еще острее: в состоянии стресса они могут сосать палец, писать в постель или забыть, как ходить. Суть в одном: человек возвращается на предыдущую ступень развития. Проявления этого феномена зависит от исходной точки, то есть актуального развития.

Компенсация (гиперкомпенсация)

При этом типе защиты человек компенсирует неудовлетворенность чем-то в другой сфере.

Например, физически слабый мальчик развивается интеллектуально, самоутверждается за счет побед на олимпиадах. Или человек, который не может наладить личную жизнь, компенсирует это предметами роскоши, деньгами.

Гиперкомпенсация – это чрезмерное развитие того, из-за чего возникают переживания. Например, застенчивый человек становится гиперобщительным. Неуверенная девушка ведет себя вызывающее, откровенно одевается.

Реактивные образования

Это поведение, противоположное тому, что на самом деле испытывает человек.

Например, если он кого-то любит, то может говорить о том, что ненавидит, игнорировать или обижать. Если человек стыдится чего-то, то это трансформируется в отвращение. Если человек жаждет чего-то, но сам себе это запрещает, то начинает осуждать за это тех, кто не запрещает.

Проекция

Это приписывание другим людям личных мыслей, чувств, желаний, мотивов.

Притом исключительно того, что человек по каким-то причинам себе запрещает, не признает или не может получить.

Пример: бабушки, сидящие на лавочке и кричащие о том, что Машка нарядилась как девушка легкого поведения, да и вообще как раз такой и является. Бабушки и сами рады бы так одеться и пойти в клуб, но уже годы не те, тело не то и т.д.

Другой пример. Человек способен на предательство и часто так и поступает со своими друзьями. Однако он это в себе не признает, а потому говорит своему другу: «Да ты меня предать хочешь». На самом деле это он собрался предать этого друга.

Замещение

Это вымещение на случайного человека тех эмоций, чувств, мыслей, которые субъект испытывает в отношении другого лица.

При этом первое лицо не доступно физически или психологически, а второе всегда под рукой.

Пример. Сотрудник мечтает ударить начальника или хотя бы накричать на него. Но он не может сделать этого из-за страха наказания, увольнения. Включается замещение и он выплескивает агрессию на своих жену и детей.

Энергия может быть направлена не только на людей, но и на предметы.

Сублимация

Это перенаправление разрушающей энергии (сексуальное влечение, негативные или позитивные, но невыраженные эмоции) в творчество.

Спорт, музыка, рисование, написание стихов – все это и любое другое творчество пример сублимации. Это самый безобидный и полезный защитный механизм.

Считается, что нельзя полностью избавиться от защитных механизмов. Периодически они все равно будут включаться, а иногда и сразу несколько. Однако если они включаются в работу слишком часто, то нужно заменять их осознанными копинг-стратегиями. В противном случае человек окажется заложником невроза.

Статья по психологии на заказ от проверенных исполнителей!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир