Тест: 3 вопроса
1.
Что не относится к тактикам соперничества?
жесткий контроль над действиями и источниками информации другой стороны
систематическое давление (физическое, психологическое, моральное)
обман, лесть, манипуляции, хитрость, «подставы», провокации
торги и обсуждение проблем, активные переговоры
2.
Какой стиль не относится к конструктивному поведению в конфликтах?
партнерский
прагматический
психозащитный
доминантный
3.
Какой модели поведения в конфликтах не существует?
конструктивная
деструктивная
нонконформистская
конформистская
Описывая поведение человека в конфликте, уместно говорить об его стратегии, тактики, модели и стиле поведения. В чем разница?
Дадим определение каждому элементу:
- Стратегия поведения в конфликте – это план по достижению цели конфликта, отношение субъекта к конфликтам в целом, а не с конкретным человеком и не в конкретных условиях.
- Тактика поведения в конфликте – это приемы, средства достижения цели, которые соответствуют выбранной стратегии. Как правило, набор ограничен.
- Модель поведения в конфликте – это действия, слова и поступки, отражающие опыт, мировоззрение и индивидуальные психологические особенности человека (характер, темперамент).
- Стиль поведения в конфликте – это поведение человека непосредственно при контакте с определенным лицом, в определенных ситуациях.
А теперь разберем подробнее каждый компонент.
Стратегии
В психологии принято выделять следующие стратегии:
- Соперничество. Победа важнее, чем разрешение конфликта. Такая стратегия предполагает полную победу одной из сторон.
- Уклонение. Участник занимает позицию жертвы, отказывается обсуждать что-либо, предпринимать какие-то действия. Окружающие помогают, жалеют жертву, но конфликт так и остается неразрешенным.
- Компромисс. Оба участника идут на уступки, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей друг друга. Однако конфликт все равно остается неразрешенным, недовольство сохраняется.
- Приспособление. Цель – сохранение хороших отношений. Человек готов пожертвовать чем-то, чтобы с ним продолжали дружить. При таком подходе мелкие конфликты могут разрешиться сами собой, но при серьезных противоречиях это только усугубит ситуацию.
- Сотрудничество. Цель – устранение причины конфликта, разрешение проблемы. Оба участника много общаются, выражают свои потребности и желания, выслушивают оппонента, заинтересованы в том, чтобы обоим было максимально хорошо.
Тактики
Каждой из стратегий соответствует определенный набор тактик.
Соперничество:
- жесткий контроль над действиями и источниками информации другой стороны;
- систематическое давление (физическое, психологическое, моральное);
- обман, лесть, манипуляции, хитрость, «подставы», провокации;
- отказ идти на контакт, обсуждать что-либо (человек придерживается позиции «есть мое мнение и неправильное – тут нечего обсуждать»).
Уклонение:
- демонстративный уход от обсуждения («меня обидели», «не трогайте меня»);
- отказ применять физическую силу;
- игнор и недоверие, отказ собирать информацию и анализировать факты;
- перекладывание ответственности;
- оттягивание принятия решений;
- отрицание конфликта.
Компромисс:
- торги и обсуждение проблем, активные переговоры;
- обман и лесть (нужны, чтобы убедить соперника в том, что у него есть определенные качества).
Присутствует установка на равное разделение благ.
Приспособление:
- соглашение во всем, постоянные уступки;
- демонстративное нежелание вступать в противоборство;
- лесть, угодничество, потакательство.
Сотрудничество:
- сбор информации об оппоненте, проблеме, конфликте;
- анализ своих ресурсов и возможностей оппонента;
- подбор и озвучивание альтернативных решений;
- открытое обсуждение с выявлением конкретных проблем;
- выслушивание и принятие позиции оппонента.
Модели
Существуют 3 модели поведения в конфликтах:
- Конструктивная. Способствует разрешению конфликта, укреплению взаимоотношений людей, удовлетворению потребностей каждого из участников. Характерна для общительных, доброжелательных, открытых, сдержанных людей.
- Деструктивная. Не решает конфликт, приводит к ухудшению взаимоотношений между людьми, истощает каждого из участников. Характерна для подозрительных, замкнутых, недоверчивых людей.
- Конформистская. Характерна для пассивных и непоследовательных людей, зависимых от мнения других. Может развернуть конфликт как в конструктивное, так и в деструктивное русло.
Стили
В психологии принято выделять 6 стилей:
- Партнерский. Характерен для длительных отношений, где оба оппонента хорошо знают друг друга и хотят сохранить взаимопонимание и доверие.
- Прагматический. Подходит для тех ситуаций, когда отношения с человеком неважны. Важнее оттолкнуть конфликт от себя.
- Психозащитный. Цель – сохранение внутренней гармонии. Возникает там, где заметны взаимоисключающие интересы оппонентов.
- Доминантный. Один или оба участника ведут себя эгоистично, агрессивно, нарушают социальные нормы.
- Контактный. Один человек ведет себя максимально контактно, старается узнать как можно больше об оппоненте, чтобы потом контролировать его.
- Самоутверждающийся. Один человек пытается «сломать» другого, чтобы тот сам отказался от противостояния.
Первые 3 стиля относятся к конструктивному разрешению конфликтов, последние 3 – к деструктивному.
Не знаете, где заказать написание статьи по психологии на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!
Комментарии