Стратегии, тактики, модели и стили поведения в конфликте

Содержание

  1. 1. Стратегии
  2. 2. Тактики
  3. 3. Модели
  4. 4. Стили
Тест: 3 вопроса
1. Что не относится к тактикам соперничества?
жесткий контроль над действиями и источниками информации другой стороны
систематическое давление (физическое, психологическое, моральное)
обман, лесть, манипуляции, хитрость, «подставы», провокации
торги и обсуждение проблем, активные переговоры
2. Какой стиль не относится к конструктивному поведению в конфликтах?
партнерский
прагматический
психозащитный
доминантный
3. Какой модели поведения в конфликтах не существует?
конструктивная
деструктивная
нонконформистская
конформистская

Описывая поведение человека в конфликте, уместно говорить об его стратегии, тактики, модели и стиле поведения. В чем разница?

Дадим определение каждому элементу:

  1. Стратегия поведения в конфликте – это план по достижению цели конфликта, отношение субъекта к конфликтам в целом, а не с конкретным человеком и не в конкретных условиях.
  2. Тактика поведения в конфликте – это приемы, средства достижения цели, которые соответствуют выбранной стратегии. Как правило, набор ограничен.
  3. Модель поведения в конфликте – это действия, слова и поступки, отражающие опыт, мировоззрение и индивидуальные психологические особенности человека (характер, темперамент).
  4. Стиль поведения в конфликте – это поведение человека непосредственно при контакте с определенным лицом, в определенных ситуациях.

А теперь разберем подробнее каждый компонент.

Стратегии

В психологии принято выделять следующие стратегии:

  1. Соперничество. Победа важнее, чем разрешение конфликта. Такая стратегия предполагает полную победу одной из сторон.
  2. Уклонение. Участник занимает позицию жертвы, отказывается обсуждать что-либо, предпринимать какие-то действия. Окружающие помогают, жалеют жертву, но конфликт так и остается неразрешенным.
  3. Компромисс. Оба участника идут на уступки, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей друг друга. Однако конфликт все равно остается неразрешенным, недовольство сохраняется.
  4. Приспособление. Цель – сохранение хороших отношений. Человек готов пожертвовать чем-то, чтобы с ним продолжали дружить. При таком подходе мелкие конфликты могут разрешиться сами собой, но при серьезных противоречиях это только усугубит ситуацию.
  5. Сотрудничество. Цель – устранение причины конфликта, разрешение проблемы. Оба участника много общаются, выражают свои потребности и желания, выслушивают оппонента, заинтересованы в том, чтобы обоим было максимально хорошо.

Тактики

Каждой из стратегий соответствует определенный набор тактик.

Соперничество:

  • жесткий контроль над действиями и источниками информации другой стороны;
  • систематическое давление (физическое, психологическое, моральное);
  • обман, лесть, манипуляции, хитрость, «подставы», провокации;
  • отказ идти на контакт, обсуждать что-либо (человек придерживается позиции «есть мое мнение и неправильное – тут нечего обсуждать»).

Уклонение:

  • демонстративный уход от обсуждения («меня обидели», «не трогайте меня»);
  • отказ применять физическую силу;
  • игнор и недоверие, отказ собирать информацию и анализировать факты;
  • перекладывание ответственности;
  • оттягивание принятия решений;
  • отрицание конфликта.

Компромисс:

  • торги и обсуждение проблем, активные переговоры;
  • обман и лесть (нужны, чтобы убедить соперника в том, что у него есть определенные качества).

Присутствует установка на равное разделение благ.

Приспособление:

  • соглашение во всем, постоянные уступки;
  • демонстративное нежелание вступать в противоборство;
  • лесть, угодничество, потакательство.

Сотрудничество:

  • сбор информации об оппоненте, проблеме, конфликте;
  • анализ своих ресурсов и возможностей оппонента;
  • подбор и озвучивание альтернативных решений;
  • открытое обсуждение с выявлением конкретных проблем;
  • выслушивание и принятие позиции оппонента.

Модели

Существуют 3 модели поведения в конфликтах:

  1. Конструктивная. Способствует разрешению конфликта, укреплению взаимоотношений людей, удовлетворению потребностей каждого из участников. Характерна для общительных, доброжелательных, открытых, сдержанных людей.
  2. Деструктивная. Не решает конфликт, приводит к ухудшению взаимоотношений между людьми, истощает каждого из участников. Характерна для подозрительных, замкнутых, недоверчивых людей.
  3. Конформистская. Характерна для пассивных и непоследовательных людей, зависимых от мнения других. Может развернуть конфликт как в конструктивное, так и в деструктивное русло.

Стили

В психологии принято выделять 6 стилей:

  1. Партнерский. Характерен для длительных отношений, где оба оппонента хорошо знают друг друга и хотят сохранить взаимопонимание и доверие.
  2. Прагматический. Подходит для тех ситуаций, когда отношения с человеком неважны. Важнее оттолкнуть конфликт от себя.
  3. Психозащитный. Цель – сохранение внутренней гармонии. Возникает там, где заметны взаимоисключающие интересы оппонентов.
  4. Доминантный. Один или оба участника ведут себя эгоистично, агрессивно, нарушают социальные нормы.
  5. Контактный. Один человек ведет себя максимально контактно, старается узнать как можно больше об оппоненте, чтобы потом контролировать его.
  6. Самоутверждающийся. Один человек пытается «сломать» другого, чтобы тот сам отказался от противостояния.

Первые 3 стиля относятся к конструктивному разрешению конфликтов, последние 3 – к деструктивному.

Не знаете, где заказать написание статьи по психологии на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!

Комментарии

Нет комментариев

Следующая статья

Конфликты и их виды
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир