Согласно определению из Большой психологической энциклопедии, «восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств».
Восприятие помогает человеку ориентироваться в окружающей обстановке и познавать мир.
Виды и свойства восприятия
В психологии существуют несколько классификаций видов восприятия.
По модальности:
- зрительное,
- слуховое,
- тактильное,
- вкусовое,
- обонятельное.
По объекту восприятия:
- восприятие пространства (в том числе величин, форм, расположения, рельефа, удаленности, направления);
- восприятие времени (в том числе длительности и последовательности событий);
- восприятие движения (в том числе направление и скорость, положение в пространстве).
По цели:
- произвольное (восприятие подчиняется целям и задачам, которые установил сам человек);
- непроизвольное (что-то невольно притягивает внимание человека и воспринимается им).
По сочетаемости с другими психологическими структурами:
- эмоциональное (сочетается с эмоциями и чувствами);
- рациональное (сочетается с мышлением).
Часто разные виды восприятия сочетаются между собой и включаются в работу одновременно.
Свойства восприятия:
- предметность (способность отражать предметы отдельно, а не общей «кашей»);
- целостность (способность выстраивать обобщенный образ предмета с учетом всех его свойств и качеств);
- структурность (обобщенное восприятие структуры образов, а не проекция мгновенных ощущений, элементов);
- константность (способность сохранять постоянство в восприятии свойств предметов, независимо от их положения, например, грузовик даже на большом расстоянии будет восприниматься как большой автомобиль);
- осмысленность (восприятие перцептивных образов всегда связано с интеллектуальным процессом);
- активность (за один раз мы можем воспринимать только один предмет или одну группу предметов – другие становятся фоном).
Основные подходы к изучению восприятия
В психологии существуют два основных подхода к изучению восприятия: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Рассмотрим несколько теорий в каждом из них.
Объектно-ориентированный подход
Рассмотрим две теории в рамках этого подхода:
- Структурализм. В. Вундт и Э. Титченер полагали, что восприятие – это комбинация отдельных образов и ощущений. Чтобы объяснить какое-то состояние человека, нужно разложить это состояние на части. Восприятие основано на двух законах: суммации (общий эффект от ощущений равен эффекту от каждого ощущения) и ассоциации (контрастность, аффективность, сходство по содержанию, сходство во времени и пространстве).
- Гештальт-психология. М. Вейтгеймер, К. Коффка, В. Келер полагали, что образы можно воспринимать только целостно – недопустимо рассматривать составные элементы отдельно или в сумме их свойств. Например, если из слова убрать одну букву, то большинство людей не заметят этого. А если и заметят, то все равно поймут, какое это слово. То есть если человек уже однажды что-то воспринял, то в похожих условиях похожую фигуру он будет воспринимать точно так же. При этом фигура всегда воспринимается четче, чем фон.
Субъектно-ориентированный подход
Рассмотрим две теории в рамках этого подхода:
- Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца. Психолог полагал, что человек не просто пассивно «поглощает» мир, а настраивает свои органы чувств для лучшего восприятия. Само же восприятие – это результат того, что идет из внешнего мира и того, что уже заложено в человеке. Гельмгольц первым заговорил о том, что один рецептор отвечает только за одно ощущение. Испытать сразу несколько ощущений человек может только в том случае, если что-то из внешней среды воздействовало сразу на несколько рецепторов. Таким образом, психолог продвигал идею чувственного восприятия.
- Теория перцептивного цикла У. Найсерра. Психолог первым заговорил о когнитивной схеме (накопленный опыт в структурах и стереотипах). Он полагал, что внутри человека уже есть что-то, что определяет специфику восприятия. Например, если человек часто сталкивался с иронией и насмешками, то любой комплимент он будет воспринимать как иронию.
Это лишь некоторые из теорий восприятия в психологии. На самом деле их намного больше. Например, существуют еще такие теории: категоризационная (Д. Брунер), конструктивистская (Ж. Пиазже), деятельностная (А.Н. Леонтьев), экологическая (Д. Гибсон), информационная (Д. Марр).
Вам нужно срочно заказать статью по психологии для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!
Комментарии