Исследование внимания в когнитивной психологии

Содержание

  1. 1. Теории внимания в когнитивной психологии
    1. 1.1. Как селекция
    2. 1.2. Как умственное усилие
    3. 1.3. Как перцептивное действие
  2. 2. Методы исследования внимания в когнитивной психологии
    1. 2.1. Анализ слухового внимания
    2. 2.2. Анализ зрительного внимания
Тест: 3 вопроса
1. Кто из психологов рассматривал внимание как селекцию?
Д. Бродбентон
Д. Канеман
У. Найссер
2. Основной метод исследования внимания в когнитивной психологии?
наблюдение
эксперимент
тест
3. Кто из психологов рассматривал внимание как перцептивное действие?
Д. Бродбентон
Д. Канеман
У. Найссер

По определению из Большой психологической энциклопедии, «внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)».

Внимание бывает трех видов: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное), постпроизвольное (автоматизированное).

Внимание имеет пять основных характеристик: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

Внимание изучалось разными направлениями психологии. Рассмотрим его исследование в когнитивной психологии.

Теории внимания в когнитивной психологии

В когнитивной психологии внимание рассматривается в трех проекциях:

  • как селекция,
  • как умственное усилие;
  • как перцептивное действие.

Рассмотрим все три немного подробнее.

Как селекция

В основе лежит принцип выбора одного объекта из многих.

Первым, кто рассмотрел внимание в этой концепции стал Д. Бродбентон. Английский психолог полагал, что внимание функционирует по принципу «все или ничего». То есть, воспринимая что-то, мы фильтруем нужную и ненужную нам информацию. А эта фильтрация, в свою очередь, связана с конечной целью деятельности и ее задачами. Схема этого процесса выглядит так: сначала информация попадает на рецепторы, потом – в кратковременную память, затем проходит через фильтр и, получая «значок важности» – в долговременную память. Психолог так и называл это: фильтр внимания.

Пример: на вечеринке или в транспорте из всего множества голосов вы без труда услышите и распознаете знакомый вам голос или свое имя.

Как умственное усилие

Одна из значимых личностей этого подхода – израильско-американский психолог Д. Канеман.

Ключевые положения этого подхода:

  • внимание всегда связано с затратой огромного количества ресурсов, поэтому его главной задачей становится оптимальное распределение сил на все окружающие объекты;
  • активация и распределение сил не столько зависит от воли человека, сколько обусловлены сложностью задачи;
  • вместо фильтра внимания Д. Канеман выделил «блок оценки требований задачи к ресурсам внимания» (от этого и зависит распределение);
  • кроме этого, психолог выделил еще несколько блоков: «постоянные правила» (непроизвольное внимание), «блок действующих в данный момент желаний и намерений»;
  • еще один фактор, влияющий на активизацию и распределение внимания – общее энергетическое состояние организма.

Пример: когда вы не выспались или устали, то становитесь невнимательными, многое забываете и не замечаете. Это связано с оскудением общего запаса ресурсов. В состоянии общей усталости и при необходимости подготовиться к экзамену все силы направляются на подготовку, из-за этого в повседневной жизни многие вещи лишаются внимания.

Как перцептивное действие

Автор – американский психолог У. Найссер. Он полагал, что внимание – это врожденная особенность. А переработка информации проходит две стадии: первичная, или пассивная, и вторичная, или активная. То есть во многом процесс внимания автоматизирован, но человек может сознательно управлять им, модифицируя процесс. Модификация происходит через научение.

Пример: при обучении чтению ребенка учат распознавать буквы в целом как образы. Однако при желании и усилии он может обратить внимание на особенности их формы: углы, круги и т.д.

Методы исследования внимания в когнитивной психологии

Главный метод исследования внимания в когнитивной психологии – эксперимент.

Рассмотрим два наиболее популярных и значимых эксперимента: анализ слухового и зрительного внимания.

Анализ слухового внимания

Использовался метод дихотического прослушивания. Суть метода в том, что на правое и левое ухо человека воздействовали разные стимулы (через наушники). Все сигналы строго контролировались. В итоге было выявлено, что человек может сосредотачиваться на одних звуках и игнорировать другие. А также было установлено, что у правшей больший объем и точность воспроизведения речевых стимулов достигается при их предъявлении на правое ухо, а неречевых – на левое.

В дальнейшем проводили похожий эксперимент. На слух человека так же воздействовали разные стимулы, но ему предлагалось воспроизвести сообщение, поступающее из конкретного источника. Последний определялся экспериментатором.

Анализ зрительного внимания

Использовался метод избирательного чтения. Испытуемому давали тест, который был написан буквами разного цвета. Потом человеку предлагали прочитать слова или строки конкретного цвета.

Позже был проведен усложненный эксперимент. Человеку предлагали посмотреть на экран, где параллельно транслировались две разные игры. Экспериментатор предлагал реагировать нажатием кнопки только на события одной из них. За какой игрой нужно следить определял экспериментатор и сообщал это участнику эксперимента.

Не получается самостоятельно разобраться с темой? Заказать написание статьи по психологии!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир