Это в первую очередь нормативный правовой акт, который утвержден представительным законодательным органом власти в особенном режиме, регламентирующий более значимые социальные взаимоотношения и владеющей высшей юридической силой.
И здесь же уместен вопрос: что такое нормативный правовой акт?
Документ правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особенном порядке, в определенной письменной форме и заключается во взаимоотношениях соподчиненности с иными актами.
Необходимо отметить, что закон имеет ряд принципиальных различий с нормативными правовыми актами.
Закон, следуя из вышеуказанного определения, несет в себе высшую юридическую силу, в соответствии с чем занимает лидирующее место в самой законодательной системе и никакие иные акты не могут выступать в противоречие с законом. Помимо прочего, закон регулирует общественные отношения первично, то есть для тех, кто впервые устанавливает правовые рамки, например, земельные отношения. Закон действует прямо и непосредственно.
Закон обязан исполняться, и чтобы это реализовалось, требуются большие финансовые и материальные ресурсы. Кроме того, закон эффективно обеспечивается. При этом в сравнении с иными актами к закону в стадии его подготовки, а в дальнейшем и обсуждения, предъявляются довольно жесткие требования.
Закон принимается представительными органами или населением.
Он регулирует преимущественно значимые социальные и общественные взаимоотношения, к примеру, порядок образования и деятельности органов государства, полномочия, свободы и прямые обязанности лица и гражданина и т.д. Имеет строго выверенную процедуру создания, которая закреплена в законодательстве.
Рассматривая российскую правовую систему в настоящее время, выделяют следующие виды законов:
- Первостепенное значение по своей юридической силе, конечно же, принадлежит основному закону нашей страны – Конституции РФ. Никакие другие акты в нашей стране не могут противоречить ей.
- Федеральные конституционные законы (ФКЗ). Законы данного рода принято считать продолжением конституционных общепризнанных норм, и они могут помочь избежать частых поправок в текст Конституции РФ. Сравнивая ФКЗ с иными законами, можно заметить, что вышеуказанные законы, владеют высокой устойчивостью и более обширной областью воздействия. ФКЗ регулируют основные, постоянные социальные взаимоотношения, а также владеют высшей юридической силой.
- Закон о поправке к Конституции РФ. Данный тип закона выделен заключением Конституционного Суда РФ с 31 октября 1995 г. о трактовке статьи 136 Конституции РФ. Данный закон обладает особенной юридической силой и воспринимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ.
- Наиболее популярная модель закона – кодексы. Они включают в систематизированном варианте все либо большую часть норм, регулирующих похожие общественные взаимоотношения.
Кодексы не обладают значительной юридической силой, нежели прочие законы того же значения.
- Законы о ратификации и денонсации международных договоров. К особенностям относятся:
- предмет регулирования точно определен;
- особая процедура принятия.
- Модельные законы (появились после создания СНГ). Данный тип законов носит необязательный характер, предназначаются для ориентирования для законодательства государств – членов СНГ при регулировании конкретных областей общественных взаимоотношений.
- Делегированное законодательство – новейший тип для Российской Федерации и на федеральном уровне никак не применяется. Однако в региональном законодательстве данный тип законов учтен. Вся сущность делегированных законов сводится к тому, что законодательные (представительные) аппараты государства направляют исполнительным органам право осуществлять акты в форме законов.
- Законы, которые принимаются через рассмотрение референдумом. Особенность состоит в том, что они несут в себе высшую юридическую силу и тот факт, что они могут быть отменены только на референдуме.
Если говорить в целом о видах законов, то все зависит от того, по какому основанию проводить рассмотрение. В связи со значительностью содержащихся в них общепризнанных норм, законы могут быть конституционными и простыми (либо текущими, как их в некоторых случаях называют).
По отраслевой принадлежности выделяют законы, касающиеся той или иной отрасли права. Например, содержащие нормы административного права.
В зависимости от объема и объекта регулирования выделяют общие и специальные законы. Общие регулируют область (сферу) общественных отношений в целом, как правило, это кодексы. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации. Специальные регулируют часть общественных отношений. Например, «Патентный закон».
В зависимости от срока действия все законы делятся на постоянные, временные и чрезвычайные.
Статья по праву на заказ от проверенных исполнителей!
Комментарии