В предыдущей статье мы рассмотрели особенности республиканской формы правления. Перейдем теперь к вопросу урегулирования территориальной целостности в республике.
Очевидно, что в высшем законодательном органе государства (парламенте) должны быть представлены все административно-территориальные образования этого государства. Поэтому особую значимость представляет урегулирование вопросов территориальной целостности государства и участия его регионов в политической жизни страны на законодательном уровне, включая высший конституционный уровень.
Основные принципы территориального устройства некоторых республик
Так, например, статья 3 Конституции Албании закрепляет целостность территории государственного устройства и провозглашает, что данные вопросы не подлежат обсуждению на референдуме.
Основным принципом устройства Республики Польша является такое территориальное устройство, которое обеспечивает децентрализованную публичную власть. Также конституцией гарантируются права всех единиц территориального самоуправления.
Конституцией Румынии наиболее полно закреплены нормы о территориях. В ст. 3 определяются принципы неотчуждаемости румынских территорий, запрещение заселения чужестранцами. Конституция регламентирует границу государства в соответствии с нормами международного права.
Большое внимание в этом вопросе заслуживает Конституция Испании 1978 г., в которой предоставлен статус автономий ее составляющим частям (гл. 8). Сейчас территория страны включает в общей сложности 17 территорий муниципалитетов, провинций и автономных сообществ, каждое из которых имеет свои органы управления.
Конституционные положения о территориях Эстонии, Латвии, Литвы
Что касается конституционных положений о территориях в таких странах, как Эстония, Латвия, Литва, то необходимо отметить, что развитие этих стран теснейшим образом связано с российской историей и получило в настоящее время существенную переоценку.
Основной закон Литвы (25.10.1992 г.) в ст. 10 закрепляет принципы единства и неделимости территорий и регламентирует границы государства, которые могут изменяться только в соответствии с международными договорами Республики Литва.
Ст. 47 литовской конституции закрепляет исключительные права этого государства на воздушное пространство над ее территорией, континентальный шельф и зону экономического развития (Балтийское море).
Латвию однозначно можно назвать единственной республикой, которая с 1990 г. начала строить новую государственность и поэтапно восстановила действие своей первой национальной конституции. Демократические возможности ранней латвийской конституции, высокая степень законодательной техники позволили действующей конституции стать существенным фактором стабильного развития социума.
Государство Эстония тоже относится к этой группе. На ее территориях площадью 46 тыс. кв. км приблизительно 9,2% занимают свыше 1500 островов. Административно Эстония делится на 15 уездов и 6 городов с центральным подчинением.
Таким образом, суверенные государства вправе вести любую политику, не противоречащую общим требованиям международного права и их отдельно взятым международно-правовым договоренностям, в том числе менять существующую форму территориального устройства в зависимости от конкретных политических обстоятельств.
При этом не исключены ситуации, ведущие к частичной утере государством ее суверенитета. Именно отталкиваясь от этого признака следует проводить разграничение между федеративными и конфедеративными государствами с республиканской формой правления.
Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по праву по низкой цене!
Комментарии