Исторические корни республиканской формы правления обнаруживаются в древнем мире в виде афинской демократии и римской аристократии. Следующим этапом в развитии идеи республики стали города-государства средневековой Европы, возникающие на территориях таких современных стран, как Россия, Италия, Германия и некоторых других, а также бывших субъектов и административно-территориальных образований Социалистической Федеративной Республики Югославия. Окончательно республики окрепли и сформировались вследствие происходивших в Новом времени многочисленных буржуазных революций.
Социально-значимые явления при республиканской форме правления
В сравнении с присущими монархии преемственностью властных полномочий посредством престолонаследия и лишением простолюдинов возможности влиять на политические процессы в стране, республиканскую форму правления характеризует появление таких социально значимых общественно-политических явлений как:
- плебисцит – высказанное населением страны мнение по наиболее значимым для государства вопросам, которое приобретает для органов государства силу закона;
- всеобщие выборы, посредством которых компетентные органы государства становятся уполномоченными в процессе осуществления ими властных полномочий представлять и защищать интересы выбравших их избирателей (электората).
К сожалению, в исторической перспективе не сразу все граждане республики получили избирательные права в современном их понимании. Длительное время помимо сохранившихся до сих пор возрастного ценза, цензов гражданства и оседлости действовал имущественный ценз, не позволявший воспользоваться ни активным (выдвигать свою кандидатуру), ни пассивным (голосовать) избирательным правом большей части населения страны, который в ряде государств мира был отменен лишь в прошлом столетии.
Таким образом, наследственную преемственность властных полномочий, существовавшую при монархии, сменила основанная на доверии населения преемственность власти посредством выборов представительных органов (парламента) и главы государства (президента), заменившего монарха в процессе эволюционного развития государственности.
Специфика власти
Специфика распределения, делегирования и концентрации власти предопределяет выделение парламентской, президентской и смешанной разновидностей республики.
Парламентская республика
Основополагающим признаком, характеризующим парламентскую республику, в рамках которой рычаги управления государством принадлежат правящей в стране и преобладающей в парламенте партии, считается действие принципа политической солидарной ответственности представителей исполнительной власти (кабинета министров) перед парламентариями. Реализация принципа приводит к тому, что выраженное премьер-министру недоверие оборачивается отставкой правительства целиком.
Альтернативным вариантом разрешения вышеупомянутой конфликтной ситуации в федеративных республиках может быть инициированное главой государства требование о роспуске нижней палаты парламента, пропорционально формируемой представителями от каждого субъекта федерации, и инициации выборов в парламент заново.
Среди преимуществ парламентской республики выделяется обеспечивающий стабильное взаимодействие парламентариев и министров принцип единства высшей власти, согласно которому правительство полным составом формируется преобладающими в парламенте депутатами и функционирует так долго, как его деятельность поддерживается этими парламентариями.
Номинальный глава государства выполняет комплекс представительских функций, а министры в своей деятельности придерживаются политической линии парламентариев, что исключает какие-либо разногласия в интересах обеих ветвей власти.
Решающим недостатком республиканской формы является необходимость при формировании большинства в парламенте для повышения эффективности законотворчества сотрудничать с различными фракциями, имеющими реакционные и экстремистские взгляды и способными при поддержке электората подчинить себе парламент, превратив республику в тиранию.
Президентская республика
В президентской республике парламентарии также избираются населением, правительство формируется всенародно избранным президентом, не неся какой-либо ответственности перед законодателями за проводимый им политический курс.
Нередко президент и преобладающие в парламенте депутаты относятся к разным партиям.
Главным достоинством президентской республики является наличие единственного координационного центра в лице президента, что в условиях чрезвычайной ситуации позволяет оперативнее и эффективнее руководить политическими процессами в стране, обеспечивая более высокую политическую стабильность.
В то же время, обусловленное принадлежностью к разным партиям постоянное противоборство президента и парламентариев является существенным недостатком президентской республики.
Смешанная республика
Наконец, смешанная республика одновременно содержит признаки президентской и парламентской республик, когда в зависимости от ситуации решающие властные полномочия оказываются в распоряжении главы государства либо парламентариев.
На Студворк вы можете заказать статью по праву онлайн у профильных экспертов!
Комментарии