Написание любой квалификационной работы требует навыков работы с научной литературой. Студентам чтение научных статей кажется безнадежным делом из-за их сложности и специфики. Знакомство с принципами эффективного чтения таких источников поможет избежать лишних мучений.
Зачем читать научные статьи?
Научные статьи содержат самую свежую информацию. Книги и монографии тоже можно использовать в своей работе, но они быстро устаревают. То, что было актуально три года назад, сегодня уже анахронизм. Особенно это проявляется в естественных науках. Если есть тема, которой вы планируете заниматься, чтение научных статей поможет понять является ли она актуальной, что уже известно и какие вопросы остались без ответа.
Самое замечательное в науке то, что каждый раз, когда на один вопрос ученые находят ответ, появляется в два раза больше новых вопросов. После прочтения научной статьи, вы сможете предположить, что еще нужно сделать в этой области и использовать это для собственного исследовательского проекта.
Экспериментальные научные работы содержат информацию о том, как проводились исследования, какое оборудование и материалы использовались. Эти сведения могут иметь решающее значение для планирования дипломного проекта.
Не исключено, что в процессе учебы вам понадобиться написать собственную научную статью. Это приятный, но тяжелый труд. Как правильно ее писать, читайте в этой публикации.
Какими бывают научные статьи и где их искать?
Существует два типа научных статей: обзорные и экспериментальные. Обзоры написаны опытными учеными и содержат актуальную информацию по конкретной теме. Авторы проводят подробный анализ существующих источников и намечают перспективы в данной области исследований. Такие статьи полезно читать в самом начале работы над проектом.
Читая обзор, обязательно обращайте внимание на список цитируемой литературы в конце статьи. Выпишите выходные данные первоисточников, которые вас заинтересовали и найдите их позже. Так вы быстро пополните библиографию собственной работы.
Целесообразно прочитать несколько обзорных статей различных авторов для полного знакомства с темой. Ученые тоже люди и отдельные авторы могут иметь предубеждения, которые отразятся на их обзоре.
Экспериментальные статьи
Экспериментальные статьи сообщают о результатах оригинальных исследований. В этих статьях содержится подробная информация о том, как проводились эксперименты. Такие публикации имеют особую ценность, когда вы планируете свой эксперимент.
Солидные научные журналы приводят детальное описание материалов и методик, и вы легко сможете воспроизвести их в своей лаборатории. Если вы используете метод, разработанный другими авторами, и его описание опубликовано в научной периодике, сошлитесь на нее в своей работе. Это повысит доверие к вашим результатам.
Статьи по оригинальным исследованиям также полезно читать для того, чтобы научиться грамотно визуально представлять свои данные. Подсмотрев, какие таблицы и графики используют состоявшиеся ученые из вашей области науки для описания результатов, вы сможете грамотно оформить свою квалификационную работу.
Отличить обзорную статью от исследовательской достаточно просто:
- Многие обзоры имеют соответствующую пометку на первой странице (review – в англоязычных статьях) или в аннотации.
- Обзорные статьи не содержат раздела «Материалы и методы».
- Графики и таблицы в обзоре заимствованы из других работ и в легенде к рисунку имеется ссылка на первоисточник.
- Список цитируемой литературы в обзоре гораздо длиннее, чем в экспериментальной статье.
Прежде чем приступать к чтению найденной статьи, лучше проверить, не является ли журнал, в котором она опубликована «мусорным». Так называют издания, которые печатают научные работы без адекватного рецензирования.
Признаки «мусорности»
- журнал выходит каждый месяц или чаще;
- время от момента подачи рукописи до публикации меньше 1-2 месяцев;
- за публикацию с авторов берется плата.
Существует еще один способ проверить качество журнала. На официальном сайте издания должна быть информация о том, что оно индексируется в научных базах данных, таких как Scopus, Web of science, РИНЦ и др.
Также чем выше показатель IF (impact factor), тем качественнее журнал.
Структура экспериментальных статей
Статьи-первоисточники разбиты на шесть разделов:
- аннотация;
- введение;
- материалы и методы;
- результаты;
- обсуждение;
- ссылки.
Иногда результаты и обсуждение объединяют в один раздел. Каждая часть статьи служит уникальной цели и ее можно по-разному использовать в собственном исследовательском проекте.
Аннотация
В ней выделяются основные вопросы, которые исследуют авторы, приводятся ключевые результаты экспериментов и дается обзор выводов. Аннотация поможет быстро решить подходит ли вам статья. Тезисы всегда бесплатно доступны на сайтах журналов или в базах данных научной литературы.
Введение
Во введении приводится краткий литературный обзор по теме статьи, излагаются цели и задачи. также здесь приводятся ссылки на ранее опубликованные источники, которые обсуждают ту же тему. Используйте эти ссылки для поиска других статей, которые можно использовать для работы.
Если прочитав введение (особенно цели и задачи работы), вы не уверены в релевантности публикации для вашей темы, скорее всего, читать всю статью не имеет смысла.
Иногда следует отложить особо сложную статью на время. Когда вы будете лучше разбираться в теме, она покажется вам более понятной.
Материалы и методы
Здесь приводятся технические сведения о том, как проводились эксперименты. Эта глава служит руководством «how-to», если вы заинтересованы в проведении подобных экспериментов или в повторении тех же опытов, что и авторы.
Обычно методологию читают в последнюю очередь, чтобы уточнить, как именно авторы получили данные и оценить адекватность экспериментов.
Раздел «Материалы и методы» чаще всего помещен сразу после введения. Но если вы не можете его там найти, проверьте конец статьи (перед списком литературы) или ищите ссылку на интернет-ресурс в разделе «Дополнительная информация».
Результаты
Это главная часть экспериментальной статьи. Данные приводятся в цифрах или наглядных таблицах, графиках, рисунках. Сопроводительный текст описывает те результаты, которые, по мнению авторов, наиболее значительны.
Из раздела результатов можно извлечь следующую информацию:
- конкретные цифры из чужих экспериментов для последующего использования в своей работе (написании обзора литературы или обсуждения данных);
- идеи о том, как улучшить методы исследования;
- понимание того, как грамотно представлять подобные данные в своих публикациях.
Обсуждение
В этом параграфе авторы дают свою интерпретацию полученным результатам, сравнивают их с предыдущими работами, предлагают новые гипотезы. Чтение этого раздела поможет выявить нерешенные вопросы в вашей теме исследования.
Ссылки на литературу
На протяжении всей статьи авторы будут ссылаться на информацию из других источников. Все эти ссылки перечислены в разделе «Список литературы», который также называют библиографией. Экспериментальные статьи цитируют ключевые обзоры литературы по данному вопросу, с которыми вам стоит ознакомиться.
Независимо от типа источника, библиография всегда содержит достаточно информации для последующего поиска публикаций в библиотеке или интернете (авторы, название статьи, журнала, год издания и т. д.).
Рекомендации для эффективного чтения научной статьи
Чтобы понять научную статью, придется искать информацию обо всех неизвестных вам словах и терминах. Но если вы заметили, что тратите часы на такой поиск и не видите прогресса, возможно, стоит отложить статью на время и перейти к более общей информации по теме (обзор литературы или учебник).
Читая научную литературу, нужно делать пометки в бумажном варианте статьи или в электронном виде. Когда вы приступите к написанию собственного научного труда, вами уже будут прочитаны десятки статей, и такие заметки позволят не тратить время на поиск важной информации в текстах множества источников.
На первых порах лучше придерживаться следующего порядка при чтении научных статей:
- Аннотация.
- Введение.
- Результаты.
- Обсуждение.
- Материалы и методы.
Прочитав аннотацию в первую очередь, вы будете уверены, что данная работа соответствует вашим интересам, и ее прочтение стоит времени и усилий.
Введение познакомит с основными теориями, терминами и целями авторов работы. Если тема вам хорошо знакома, можно читать введение не полностью, а только абзац, описывающий задачи исследования.
Чтение раздела результатов опытные ученые начинают с внимательного рассмотрения всех рисунков, графиков и таблиц. Сначала необходимо прочитать легенду к каждой иллюстрации, там расшифрованы все переменные и условные обозначения. После этого можно переходить к изучению текстового описания результатов. На этом этапе вы можете обратиться к разделу с описанием методов, чтобы лучше понять данные авторов.
Перед тем как переходить к следующему разделу, в котором авторы будут интерпретировать свои результаты, попробуйте сделать выводы самостоятельно, глядя на графики и цифры. Такая аналитическая работа позволит вам более критично относиться к заключениям авторов.
В конце работы над статьей можно вернуться к разделу методологии и оценить, насколько адекватные методы были выбраны авторами. Полезно будет нарисовать общую схему эксперимента для лучшего представления о том, что и как делали исследователи. Старайтесь отнестись к информации из этого раздела критично, подумайте, есть ли в организации опытов неучтенные факторы, которые могли повлиять на результаты работы.
Наконец, изучите мнение критиков и редакторов: что пишут об этой работе другие ученые. Можно поискать комментарии к статье на личных страничках авторов в научных социальных сетях (ResearchGate, Social Science Research Network, academia.edu).
Самое главное при чтении научной периодики – быть активным читателем: размышлять, задавать вопросы себе во время чтения, критически относится к данным и интерпретациям авторов, даже если они публикуются в журнале Science.
Комментарии