Самосознание как составляющее духовной культуры педагогического персонала

Содержание

  1. 1. Самосознание как составляющее духовной культуры педагогического персонала
  2. 2. Условия формирования самосознания педагога

В современных условиях остро встает вопрос о важности осознания педагогом необходимости постоянного личностного и профессионального самосовершенствования как условия его личностно-профессионального развития. Именно поэтому во время профессиональной подготовки педагогов необходимо уделять внимание развитию их самосознания.

Самосознание как составляющее духовной культуры педагогического персонала

Специфика духовной культуры педагога, по нашему мнению, заключается в той роли, которую он играет в процессе трансляции и воспроизводства духовной культуры в обществе. Есть основания полагать, что особенно сейчас, в связи с уменьшением роли семьи в обществе, удельный вес школы, как института трансляции культурных ценностей, значительно растет.

Личность педагога, его сознание становятся точкой фокуса, в которой концентрируются духовное достояние и культурные ценности народа и человечества (искусства, наука, этика, эстетика, семейные ценности и др.), в дальнейшем воплощаясь в проявлениях (аспектах, сторонах) духовной культуры как самого педагога, так и его воспитанников. Поэтому большое значение приобретает аспект осознания педагогом ответственности своей культурной роли.

В истории философии и психологии можно найти немало различных определений самосознания, которые освещают различные аспекты той же самой реальности. Так, английский философ Дж. Локк считал, что самосознание – это восприятие того, что происходит в собственной душе человека. Если к аспекту восприятия добавить также аспект творения (творчества), мы будем иметь определение достаточно близкое к пониманию духовной культуры личности.

Уровень развития самосознания, как составляющей духовной культуры, педагогического персонала определенным образом зависит от типа учебного заведения.

Особенности построения учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях классического типа, где он насыщен гуманитарным содержанием, в большей степени способствуют развитию духовной культуры.

Профессиональное самосознание педагога рассматривается, как сложный личностный механизм, играющий важную роль в регулировании деятельности учителя, с помощью которого возможна оценка имеющихся профессиональных способностей, достижений, планирование направлений саморазвития, формирования профессионально значимых качеств личности.

Структура профессионального самосознания будущего учителя включает следующие компоненты:

  • самоотношение и самооценка учителя (актуальное Я);
  • самооценка учителя по отношению к предыдущим этапам профессионального становления (ретроспективное Я);
  • профессиональный идеал учителя (идеальное Я);
  • то, как по мнению учителя, его воспринимают знакомые и коллеги (ретроспективное Я).

Сложность структуры профессионального самосознания педагога, наличие значительного количества факторов, которые его детерминируют, предопределяют необходимость разработки и постоянного обновления путей, средств, а также конкретных методов и приемов целенаправленного формирования и повышения имеющегося уровня профессионального самосознания педагога.

Условия формирования самосознания педагога

Для формирования высокого уровня профессионального самосознания педагогов, изучение только программного материала из основной специальности и дополнительной специализации является недостаточным. Уровень профессионального самосознания студентов педагогических специальностей может быть повышен путем внедрения специальной программы активного социально-психологического обучения по формированию данного феномена. Сочетание специальностей в педагогических высших учебных заведениях только по конъюктурному принципу является малоэффективным для осуществления успешной профессиональной самореализации специалистов.

Соответственно, результатом процесса формирования педагогического самосознания педагога, с учетом проведенного анализа, является осознание норм, правил, модели педагогической деятельности, осознание себя как учителя, соотнесение себя с профессиональным идеалом, определение стратегии личностно-профессионального самосовершенствования направленного на творческое развитие и саморазвитие в профессиональной сфере.

Как только преподаватель осознает содержание и значение личностно-профессионального самосовершенствования, он начинает сознательно организовывать свою собственную жизнь, определять перспективы развития, регулировать свое поведение. Процесс самосовершенствования учителя происходит с учетом его представлений об идеальном образе (Я-идеальное).

Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по педагогике недорого!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир