Каждый целенаправленный процесс, который сопровождается какой-либо деятельностью обязательно будет иметь свои цели.
Говоря простым языком цель – это конечный результат, на достижение которого направлено действие человека. Человек, который берется выполнять какую-либо работу должен четко осознавать и понимать, что у него получится в самом конце. Воспитательный процесс, который является одним из видов деятельности человека имеет свои строго выверенные цели.
Большинство педагогических учебников и словарей дают следующее определение термину «воспитание».
Это систематический и целенаправленный процесс воздействия на человека, его духовные и физические качества, с целью подготовки его к производственной, культурной и общественной деятельности.
Из самого определения становится понятно, что основная и первостепенная цель воспитательного процесса – это формирование социально-интегрированной личности по средствам систематического педагогического воздействия на личность ребенка. То есть, педагог или родитель, который организовывает воспитательный процесс должен понимать, что он подготавливает подрастающее поколение к жизни, формирует важнейшие личностные качества у ребенка.
Важно понимать, что воспитательный процесс – это процесс социальный, он организовывается по средствам таких общественных институтов как:
- Семья;
- Ближайшее окружение ребенка.
- Государство;
- Образовательных учреждений (дошкольное образовательное учреждение, школа, учреждения дополнительного образования).
Цель воспитания достигается путем использования методов воспитания. Методы, которые может применять педагог разрабатываются и выбираются в зависимости от многих факторов. Подробно останавливаться на данном вопросе мы не будем, однако отметим, что на сегодняшний день педагогика располагает большим разнообразием методов воспитания.
Классификация целей
В педагогической литературе можно встретить классификацию целей воспитания:
- Общие цели воспитания;
- Индивидуальные цели воспитания;
- Текущие цели воспитания;
- Перспективные цели воспитания.
Данная классификация построена на том, что цель воспитания – это не некая абстрактная цель, но всегда имеющая ценность с точки зрения исторической эпохи. Цель воспитания всегда определяется тем историческим периодом, в котором происходить процесс воспитания. Поэтому, в разное время нормы морали и ценности, которые прививали человеку были разные.
Однако, при всем при этом воспитание – это достаточно долгосрочная перспектива, обращенная в будущее. Иногда происходит так, что педагог не всегда может видеть конечный результат своей деятельности. По мнению многих педагогов воспитательный процесс должен продолжаться непрерывно, передаваться из поколения в поколение, постоянно совершенствоваться и модифицироваться. Поэтому, цель воспитания может немного меняться, но при всем при этом ее основа – это формирование сознательной личности.
Не знаете, сколько стоит статья по педагогике на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!
Комментарии