Педагогика как наука, её категориальный аппарат, связь с другими науками.

Содержание

  1. 1. Предмет, задачи и категории педагогики
  2. 2. Место педагогики в системе наук
  3. 3. Что является предметом педагогики
  4. 4. Структура современной педагогики
  5. 5. Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки
  6. 6. Основные категории педагогики
  7. 7. Основные функции педагогики
    1. 7.1. Теоретическая
    2. 7.2. Технологическая
    3. 7.3. Воспитывающая

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. Это наука об обучении и воспитании студентов, о формировании личности специалиста высшей квалификации.

Предмет, задачи и категории педагогики

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Это исследование особого вида педагогической деятельности, направленной на раскрытие закономерностей и поиск рациональных путей обучения и формирования специалиста высшей категории.

Основными задачами педагогики как науки являются следующие:

– анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
– разработка теоретико-методологических основ образования;
– выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
– определение содержания образования в конкретных условиях;
– разработка образовательных стандартов;
– разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
– изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;
– внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику

Что такое педагогические категории

Педагогическими категориями (принципами) в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения.

К основным педагогическим категориям относятся: образование, воспитание и обучение.

Место педагогики в системе наук

Педагогика не может успешно развиваться изолированно от других наук о человеке. Она влияет на развитие всех наук, способствуя совершенствованию образовательного процесса, посредством которого…

  • новым поколениям передаются накопленные человечеством научные знания;
  • подготавливаются специалисты для научно-исследовательской деятельности.

Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин. Чтобы спланировать учебный процесс по конкретной дисциплине, нужно изучить её особенности, педагогически адаптировать научные знания (приспособить их для наилучшего усвоения), разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему педагогических способов и средств.

Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Наряду с науками о человеке и обществе, педагогика устанавливает связи с точными науками, используя математические вычисления для повышения эффективности педагогических изменений.

Обогащению педагогики способствуют также связи со сравнительно новыми науками: кибернетикой, синергетикой, эргономикой и др.

Что является предметом педагогики

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Это исследование особого вида педагогической деятельности, направленной на раскрытие закономерностей и поиск рациональных путей обучения и формирования специалиста высшей категории.

Структура современной педагогики

Современная педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

  1. Общая педагогика. Исследует основные закономерности образования, воспитания как социального явления.
  2. История педагогики. Изучает развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи.
  3. Возрастная педагогика. Рассматривает возрастные аспекты обучения и воспитания (дошкольная, школьная, педагогика взрослых).
  4. Теория и методика воспитания. Сосредоточены на процессе формирования личности ученика и ученического коллектива.
  5. Теория обучения – дидактика. Устанавливает факты и закономерные связи между различными сторонами процесса обучения.
  6. Частные методики (предметные дидактики). Исследуют специфику применения общих закономерностей обучения в преподавании отдельных учебных дисциплин.
  7. Отраслевая педагогика. Военная, спортивная, высшей школы и т.п.
  8. Профессиональная педагогика. Рассматривается как система междисциплинарных научных знаний широкого диапазона, несводима к конкретной узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной профессии.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика.

Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека, как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.

Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

Основные категории педагогики

Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения.

К основным педагогическим категориям относятся: образование, воспитание и обучение.

Основные функции педагогики

Теоретическая

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

1. Описательном или объяснительном. Изучение передового и новаторского педагогического опыта.

2. Диагностическом. Выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих.

3. Прогностическом. Экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

1. Проективный. Связан с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций).

2. Преобразовательный. Направлен на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции.

3. Рефлексивный и корректировочный. Предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, а также последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Воспитывающая

Воспитывающая функция обучения связана с решением группы задач воспитательного характера. Здесь и задачи самого высокого социального звучания – формирование зрелого мировоззрения и важнейших личностных качеств, образующихся в процессе нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового, физического воспитания и т. д.

Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением, одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над созданием которых придется потрудиться преподавателю.

К этим условиям относятся:

  • действенная положительная мотивация учебной деятельности;
  • обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и даже физических трудностей;
  • насыщенность всех занятий положительными эмоциональными переживаниями;
  • высокая степень активности;
  • осознание учащимися значения и сути учебного труда, необходимости учиться самим.
Не можете выполнить задание, связанное с педагогикой?

Обратитесь за помощью к экспертам онлайн-сервиса Студворк. Здесь собраны опытные специалисты по многим профилям, в том числе и по педагогике. Размещайте заказ и ожидайте откликов.

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир