Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. Это наука об обучении и воспитании студентов, о формировании личности специалиста высшей квалификации.
Предмет, задачи и категории педагогики
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Это исследование особого вида педагогической деятельности, направленной на раскрытие закономерностей и поиск рациональных путей обучения и формирования специалиста высшей категории.
Основными задачами педагогики как науки являются следующие:
– анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
– разработка теоретико-методологических основ образования;
– выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
– определение содержания образования в конкретных условиях;
– разработка образовательных стандартов;
– разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
– изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;
– внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику
Педагогическими категориями (принципами) в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения.
К основным педагогическим категориям относятся: образование, воспитание и обучение.
Место педагогики в системе наук
Педагогика не может успешно развиваться изолированно от других наук о человеке. Она влияет на развитие всех наук, способствуя совершенствованию образовательного процесса, посредством которого…
- новым поколениям передаются накопленные человечеством научные знания;
- подготавливаются специалисты для научно-исследовательской деятельности.
Пожалуй, самый очевидный пример взаимосвязи педагогики со всеми науками – это методики преподавания разнообразных учебных дисциплин. Чтобы спланировать учебный процесс по конкретной дисциплине, нужно изучить её особенности, педагогически адаптировать научные знания (приспособить их для наилучшего усвоения), разработать процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, выстроить систему педагогических способов и средств.
Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками.
Наряду с науками о человеке и обществе, педагогика устанавливает связи с точными науками, используя математические вычисления для повышения эффективности педагогических изменений.
Обогащению педагогики способствуют также связи со сравнительно новыми науками: кибернетикой, синергетикой, эргономикой и др.
Что является предметом педагогики
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Это исследование особого вида педагогической деятельности, направленной на раскрытие закономерностей и поиск рациональных путей обучения и формирования специалиста высшей категории.
Структура современной педагогики
Современная педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:
- Общая педагогика. Исследует основные закономерности образования, воспитания как социального явления.
- История педагогики. Изучает развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи.
- Возрастная педагогика. Рассматривает возрастные аспекты обучения и воспитания (дошкольная, школьная, педагогика взрослых).
- Теория и методика воспитания. Сосредоточены на процессе формирования личности ученика и ученического коллектива.
- Теория обучения – дидактика. Устанавливает факты и закономерные связи между различными сторонами процесса обучения.
- Частные методики (предметные дидактики). Исследуют специфику применения общих закономерностей обучения в преподавании отдельных учебных дисциплин.
- Отраслевая педагогика. Военная, спортивная, высшей школы и т.п.
- Профессиональная педагогика. Рассматривается как система междисциплинарных научных знаний широкого диапазона, несводима к конкретной узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной профессии.
Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика.
Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека, как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.
Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.
Основные категории педагогики
Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения.
К основным педагогическим категориям относятся: образование, воспитание и обучение.
Основные функции педагогики
Теоретическая
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
1. Описательном или объяснительном. Изучение передового и новаторского педагогического опыта.
2. Диагностическом. Выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих.
3. Прогностическом. Экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Технологическая
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
1. Проективный. Связан с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций).
2. Преобразовательный. Направлен на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции.
3. Рефлексивный и корректировочный. Предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, а также последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
Воспитывающая
Воспитывающая функция обучения связана с решением группы задач воспитательного характера. Здесь и задачи самого высокого социального звучания – формирование зрелого мировоззрения и важнейших личностных качеств, образующихся в процессе нравственного и эстетического воздействия, трудового, правового, физического воспитания и т. д.
Для успешного воспитания в процессе обучения (вместе с обучением, одновременно с ним) требуются некоторые благоприятные условия, над созданием которых придется потрудиться преподавателю.
К этим условиям относятся:
- действенная положительная мотивация учебной деятельности;
- обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и даже физических трудностей;
- насыщенность всех занятий положительными эмоциональными переживаниями;
- высокая степень активности;
- осознание учащимися значения и сути учебного труда, необходимости учиться самим.
Обратитесь за помощью к экспертам онлайн-сервиса Студворк. Здесь собраны опытные специалисты по многим профилям, в том числе и по педагогике. Размещайте заказ и ожидайте откликов.
Комментарии