Человечество с древнейших времен пыталось изучить и вскрыть закономерности окружающей себя действительности. Именно по этой причине стали возникать такие формы человеческого сознания как религия, философия и наука.
Прежде чем говорить о педагогике как об отдельной отрасли научного знания, необходимо четко определить ее место в научной систематике.
Согласно классификации, все существующие на сегодняшний день науки можно разделить на три большие группы:
- естественные науки (изучают природу);
- технические науки (изучают явления, необходимые для хода научно-технического прогресса);
- гуманитарные и общественные науки (изучают человека, общество и закономерности его развития).
Это наука о воспитании человека.
Первостепенная задача педагогической науки – это передача социально-полезного опыта, который был накоплен человечеством за всю свою история. Поэтому, педагогику смело можно относить к гуманитарным наукам, так как изучает она в первую очередь человека.
Описывать историю возникновения и развития педагогики нет смысла в данной статье. Однако, стоит отметить, что возникновение педагогики было обусловлено сугубо материальными и бытовыми нуждами первобытного человека. Необходимо было передать младшему поколению опыт старшего, научить их полезным для жизни вещам и т.д. Конечно, такое воспитание далеко от четкого педагогического учения, но именно с этого и начиналась педагогическая наука.
Объект педагогической науки
Отличительной чертой любой науки является то, что она имеет свой объект и предмет исследования. Прежде чем говорить об объекте и предмете исследования в педагогической науке, необходимо четко понимать, что вообще обозначают эти два термина.
Объект науки – это та область знания, на которую направлена наука.
Предмет науки – это отдельные стороны объекта науки, то, что непосредственно изучает наука.
Определение объекта педагогической науки является важным по причине четкого понимания, что нужно воспитывать и культивировать в человека с юных лет. Основной целью изучения в педагогической науке является процесс постепенного совершенствования личности ребенка на базе социально значимого опыта.
Когда мы говорим про объект педагогической науки, то многие авторы сходятся на мнении, что в этой науке объектом выступает непосредственно целенаправленный процесс воспитания, обучения и образования личности ребенка.
Процесс воспитания, обучения и образования выступает в качестве предмета по той причине, что сама педагогика первостепенной своей задачей ставит воспитать и обучить. Если вспомнить определение термина «объект науки», то видно, что он формируется в соответствии с тем, на что направлена данная наука.
Предмет педагогической науки
Определение термина «предмет педагогики» достаточно широкое, может иметь несколько трактовок. По мнению многих авторов связано это с тем, что в педагогической теории и практике очень сложно провести границу между объектом и предметом. Отмечается, что основное различие между объектом и предметом основывается на выделении параметров и признаков изучаемого процесса.
Анализируя научную литературу по данному вопросу можно прийти к выводу, что большая часть авторов под предметом педагогической науки подразумевает образование как реальный целостный педагогический процесс, организованный в специальных социальных институтах.
Образование выступает основным предметом педагогической науки по причине того, что в себя оно обязательно включает некую систему воспитательных и обучающих моментов, совокупность приобретаемых человеком знаний, умений, навыков, моральных принципов и ценностных установок.
Стоит отметить, что педагогика – это единственная наука, которая занимается конкретно образованием как отдельным элементом социальной действительности. Поэтому, важность педагогической теории и практики для человеческого социума очень велика, и выполняет важную практическую задачу.
На Студворк вы можете заказать статью по педагогике онлайн у профильных экспертов!
Комментарии