На протяжении длительного периода времени считалось, что процесс осуществления группового труда применять в учебном процессе просто нецелесообразно. Это связано с тем, что все групповые формы работы обладают индивидуальной направленностью. Сегодня в сфере образования намечается переход к совершенно иным формам обучения, нежели были использованы ранее. Существовавшая изначально форма обучения начинает уступать место диалогической, что требует перенести основное внимание изучению именно групповым формам осуществления учебной деятельности.
Содержание групповой учебной деятельности
В настоящее время групповой учебной деятельности отведено основное место среди самых разнообразных форм учебного процесса. Данные формы способствуют осуществлению продуктивного взаимодействия между учащимися, формированию навыков видеть и давать оценку мнений других людей, а также формировать свое мнение и уметь его отстаивать. Вследствие этого, целесообразно будет включить каждого ученика в групповую учебную деятельность, направленную как на развитие интеллекта, так и на становление наиболее значимых умений и навыков межличностного общения.
Групповая учебная деятельность подразумевает под собой процесс сотрудничества, которое происходит в небольших группах, нацеленных на то, чтобы добиться единых целей, субъективно важных для каждого участника. Главным объяснением для использования групповой работы выступают два тезиса:
- При помощи групповой учебной деятельности можно увеличить уровень качества процесса обучения.
- Групповую форму необходимо исследовать как один из главных средств формирования творческой индивидуальности.
Параметры совместного группового обучения можно представить следующими моментами:
- осуществление личного контакта среди всех участников учебного процесса;
- наличие единой цели;
- присутствие руководства, включающего в себя планирование, осуществление контроля и многое другое;
- распределение общего процесса осуществления совместной деятельности между участниками, обусловленное спецификой цели, а также способами ее получения.
Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
При помощи верного соотношения деятельности и общения можно органично сочетать в себе самые различные задачи учебного процесса, а именно обучающую и воспитывающую. Главным плюсом использования групповой формы учебной детальности является наглядное проявление. Оно возникает в случае детально проработанной методике интенсивного обучения с активным применением игровых ситуаций.
В процессе групповые формы учебной деятельности возникает учебный коллектив, который оказывает положительное влияние на формирование личности каждого. Зачастую бывают ситуации, при которых проведение работы по схеме «преподаватель – ученик» полностью лишает учебный процесс межличностного взаимодействия, происходящего через обучение.
По мнению А.С. Макаренко, наличие группового контекста создает в каждой группе особую атмосферу, названную им аурой «ответственной зависимости». Без него не получиться провести активизацию личностных качеств учеников.
В данном контексте учебную группу целесообразно рассматривать как коллектив, который занимается осуществлением совместной учебной деятельностью.
В процессе осуществления интенсивного группового обучения процесс общения начинает выступать в качестве главного элемента учебной деятельности. Наряду с этим, групповые формы учебной деятельности делают выше уровень мотивации. Это происходит за счет введения социальных стимулов. Так, возникает личная ответственность, а также чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Следствием этого становится формирование совершенного иного отношения к предмету, чувство личной сопричастности единому делу и многое другое.
Наряду с этим в процессе осуществления групповой работы достаточно часто возникают некоторые сложности. Для того чтобы групповая работа стала продуктивной, необходимо предлагать ученика именно групповую деятельность.
Заказать статью по педагогике у экспертов биржи Студворк!
Комментарии