Общие функции управления и их характеристика

Содержание

  1. 1. Общие функции менеджмента
  2. 2. Дополнительные функции управления

Если внешние условия деятельности современных российских организаций формируются объективно и не зависят от их усилий, то внутреннее управление (менеджмент организаций) можно усовершенствовать и даже при неблагоприятных внешних условиях обеспечить достижение приемлемых результатов деятельности.

Эффективное управление организацией в рыночных условиях хозяйствования основывается на внедрении зарубежного опыта менеджмента организаций.

Общие функции менеджмента

Общие функции менеджмента

Это функции, которые определяют только вид управленческой деятельности независимо от особенностей организации (характера деятельности, вида, размера, формы собственности и т. п.).

Начало организации – это определение цели, определение того, что нужно делать, чтобы достичь ее. Цель определяет все составляющие процесса управления, которые подчинены ей, работают на нее.

Управленческие функции, такие как коммуникация и принятие решения, являются общими для планирования организации и подбора кадров, руководства, мотивации и контроля, поэтому их еще называют связующими процессами. Контроль необходим в процессе реализации всех функций менеджмента.

Планирование является базовой функцией менеджмента.

На этой базе формируются другие звенья менеджмента, складываются управленческие отношения. На это нужно обратить внимание, ибо роль плановой функции менеджмента сейчас недооценивается. Распространенная недальновидная мысль, что планирование – пережиток административно-командной системы хозяйствования. На самом деле планирование на фирмах существовало задолго до появления социалистической системы хозяйствования.

Планирование

Это процесс определения цели, постановки задач, разработка структуры организации, технологии производства, определения необходимых трудовых и материальных ресурсов, а также разработка решений.

Под функциями менеджмента следует понимать относительно обособленные направления управленческой деятельности (трудовые процессы в сфере управления), которые обеспечивают управленческое действие.

Они отражают суть и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.

Функции менеджмента возникли в результате разделения и специализации труда. Одной из важнейших категорий менеджмента является процесс управления. Он осуществляется именно путем реализации определенных функций. Определение перечня этих функций является одним из важнейших задач теории менеджмента.

А. Файоль выделял планирование, организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Ученые бывшего Советского Союза говорили о шести функциях:

  • планирование,
  • организация,
  • координирование,
  • стимулирование,
  • регулирование,
  • контроль.

М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури предложили рассматривать четыре функции:

  • планирование,
  • организация,
  • мотивация,
  • контроль.

Последний подход выглядит наиболее привлекательным, поскольку исследования показывают, что именно эти функции участвуют в осуществлении любого управленческого процесса. Что касается координирования и регулирования, то эти важные управленческие рычаги фактически являются составляющими планирования, организации, мотивации и контроля. Например, после контроля осуществляется обратная связь с целью устранения недостатков, отклонений, сбоев и тому подобное, который и выполняет задачи регулирования; в процессе стратегического планирования после установления миссии и целей организации, выбора и реализации стратегии осуществляется оценка разработанной стратегии путем ее сопоставления с миссией организации.

Таким образом, функции планирования, организации взаимодействия, мотивации и контроля можно считать основными, поскольку любая другая управленческая деятельность будет осуществляться путем последовательного их применения. Например, процесс управления технической подготовкой производства требует планирования этой деятельности, организации соответствующих структур (служб, подразделений), мотивации (стимулирования) работников служб технической подготовки, контроля результатов.

Дополнительные функции управления

Отдельные авторы в составе функций управления, кроме вышеперечисленных, называют распорядительство, исследование, оценку, подбор персонала, представительство, ведение переговоров, заключение сделок и тому подобное. Все они могут иметь место в многогранной деятельности менеджера, однако при углубленном их анализе можно прийти к выводу, что практически все перечисленные виды деятельности являются составной частью вышеназванных функций управления.

Так, распорядительная деятельность входит в состав функции (или подфункции) руководства (лидерства); исследовательская деятельность, как правило, предполагает проведение эксперимента и углубленного научного анализа проблемы, что частично может иметь место при принятии решений, однако не свойственна для повседневной работы менеджера; оценка (оценивание) осуществляется при принятии решений, контроле; подбор персонала – это один из этапов процесса управления персоналом; представительство, ведение переговоров и заключение соглашений входят в состав стратегического менеджмента.

Всю систему видов управленческой деятельности можно разделить на специальные (финансовый менеджмент, операционный менеджмент, инновационных менеджмент, менеджмент персонала и др.), основные (планирование, организация, мотивация и контроль) и общие (коммуникации, принятие решений и руководство), которые реализуются на трех уровнях в составе стратегического, тактического и оперативного управления.

Вам нужно срочно заказать статью по маркетингу для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир