Жизненный цикл организации: сущность и основные этапы

Содержание

  1. 1. Этапы жизненного цикла организации
  2. 2. Сущность использования информации о жизненном цикле предприятия

Деятельность предприятий имеет циклический характер развития.

Жизненный цикл представляет собой совокупность процессов и стадий, которые проходит предприятие от зарождения до прекращения производства и ликвидации.

Каждая стадия жизненного цикла имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при определении целей в процессе стратегического планирования.

Этапы жизненного цикла организации

На первом этапе (создание, рождение или выхаживание) предприятие пребывает в состоянии идеи, то есть:

  • определяются основные направления деятельности (виды продукции, рынки сбыта и т. п.);
  • планируются объемы материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия;
  • происходит инвестирование средств в начало деятельности предприятия;
  • проходит регистрация предприятия согласно действующему законодательству конкретной страны.

Второй этап жизненного цикла предприятия преимущественно разделяют на две части. К первой части входит этап старта, детства или стадии младенца; ко второй – этап юности или роста.

Третий этап жизненного цикла считается наименее проблемным для предприятия и для него свойственно:

  • стабильное положение на рынке и освоение его новых сегментов;
  • максимальные объемы реализации товаров или услуг и, соответственно, высокие прибыли;
  • низкий уровень риска;
  • низкий уровень зависимости от заемных средств;
  • возможность региональной диверсификации во время ранней зрелости и отраслевой диверсификации во время поздней зрелости;
  • наличие четкой организационной структуры;
  • затраты на инновации от ранней до поздней зрелости снижаются;
  • в период ранней зрелости используется больше методов сбытовой политики, чем в период поздней зрелости.

Основным отличием периода конечной зрелости, экспансии, аристократизма, или «паразитической зрелости» от ранней зрелости является то, что руководство предприятия сосредоточено на прошлых достижениях, а не на будущих перспективах. Это проявляется в меньшем внимании к маркетинговой политике и в отсутствии соответствующих действий, на изменения во внутренней и внешней среде.

Для четвертого этапа жизненного цикла характерен постепенный упадок предприятия. На этом этапе преимущественно выделяют два периода. К первому периоду относится этап старения, спада, или ранней бюрократизации. Ко второму периоду относят этап исхода или смерти. Для периода старения, согласно, характерно:

  • уменьшение объемов продажи товаров или услуг;
  • снижение доли рынка, потеря части клиентов;
  • снижение прибыли;
  • нарушение финансовой устойчивости;
  • высокий уровень риска;
  • консерватизм в ведении бизнеса;
  • постепенно теряется возможность по формированию ресурсов, необходимых для функционирования предприятия;
  • возникает несогласованность в работе подразделений предприятия.

Во время выхода все негативные последствия периода старения усиливаются, предприятие получает убытки, теряет свою долю рынка, наблюдается сворачивание деятельности. В этот период можно ликвидировать предприятие или существенно обновить направления деятельности, привлекая при этом необходим объем инвестиционных средств, и выйти на новый цикл жизни предприятия.

Сущность использования информации о жизненном цикле предприятия

Информацию о конкретном этапе жизненного цикла предприятия можно учитывать, в частности, для выявления возможных рисков (кризисных ситуаций). Кризисные факторы, которые возникают на предприятии, преимущественно, разделяют на внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся:

  • дефицит оборотного капитала; высокая доля заемного капитала;
  • низкий уровень организации производства; неэффективный менеджмент;
  • несогласованная работа подразделений; низкая квалификация персонала;
  • превышение расходов над доходами;
  • несовершенство продукции; увеличение товарных запасов;
  • неэффективная реклама; просчеты в ценовой и сбытовой политике;
  • зависимость от поставщиков; моральный и физический износ основных фондов;
  • недостаточное внимание к инновационной политике и тому подобное.

К внешним факторам относятся:

  • колебания рыночной конъюнктуры;
  • снижение платежеспособности покупателей;
  • высокие проценты по кредитам; изменения в законодательстве;
  • нестабильная налоговая политика; замедление развития отрасли, в которой работает предприятие;
  • снижение потенциала родственных или поддерживающих отраслей;
  • появление более сильных конкурентов; развитие производства товаров-заменителей;
  • развитие науки и техники;
  • экологическая ситуация и тому подобное.

Для избежания или ослабления рисков предлагают следующие меры:

  1. привлечение новых инвесторов, партнеров; прекращение убыточного производства; внедрение новых технологий;
  2. снижение затрат;
  3. эффективное управление оборотными средствами;
  4. тщательное формирование ценовой политики; использование лизинга;
  5. диверсификация продуктового портфеля; вывод на рынок инновационной продукции и др.

Информацию о жизненном цикле можно применять при оценке инвестиционной привлекательности предприятия наряду с методикой интегральной оценки инвестиционной привлекательности предприятий и организаций, методами технического анализа, экспертно-рейтинговой системе оценки инвестиционной привлекательности региона, методами, которые основываются на надежности ценных бумаг.

Недостаток использования жизненного цикла предприятия может заключаться в тяжести (или невозможности) определения этапа жизненного цикла, особенно, в условиях негативного инвестиционного климата государства.

Жизненный цикл предприятия предлагают использовать с целью оценки кредитного рейтинга предприятия. При этом наиболее рискованными являются этапы становления и спада (вероятность получения займа 0-50%), этапы роста и зрелости менее рискованны (вероятность предоставления займа 80-100%).

Статья по менеджменту на заказ от проверенных исполнителей!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир