Деятельность предприятий имеет циклический характер развития.
Жизненный цикл представляет собой совокупность процессов и стадий, которые проходит предприятие от зарождения до прекращения производства и ликвидации.
Каждая стадия жизненного цикла имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при определении целей в процессе стратегического планирования.
Этапы жизненного цикла организации
На первом этапе (создание, рождение или выхаживание) предприятие пребывает в состоянии идеи, то есть:
- определяются основные направления деятельности (виды продукции, рынки сбыта и т. п.);
- планируются объемы материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия;
- происходит инвестирование средств в начало деятельности предприятия;
- проходит регистрация предприятия согласно действующему законодательству конкретной страны.
Второй этап жизненного цикла предприятия преимущественно разделяют на две части. К первой части входит этап старта, детства или стадии младенца; ко второй – этап юности или роста.
Третий этап жизненного цикла считается наименее проблемным для предприятия и для него свойственно:
- стабильное положение на рынке и освоение его новых сегментов;
- максимальные объемы реализации товаров или услуг и, соответственно, высокие прибыли;
- низкий уровень риска;
- низкий уровень зависимости от заемных средств;
- возможность региональной диверсификации во время ранней зрелости и отраслевой диверсификации во время поздней зрелости;
- наличие четкой организационной структуры;
- затраты на инновации от ранней до поздней зрелости снижаются;
- в период ранней зрелости используется больше методов сбытовой политики, чем в период поздней зрелости.
Основным отличием периода конечной зрелости, экспансии, аристократизма, или «паразитической зрелости» от ранней зрелости является то, что руководство предприятия сосредоточено на прошлых достижениях, а не на будущих перспективах. Это проявляется в меньшем внимании к маркетинговой политике и в отсутствии соответствующих действий, на изменения во внутренней и внешней среде.
Для четвертого этапа жизненного цикла характерен постепенный упадок предприятия. На этом этапе преимущественно выделяют два периода. К первому периоду относится этап старения, спада, или ранней бюрократизации. Ко второму периоду относят этап исхода или смерти. Для периода старения, согласно, характерно:
- уменьшение объемов продажи товаров или услуг;
- снижение доли рынка, потеря части клиентов;
- снижение прибыли;
- нарушение финансовой устойчивости;
- высокий уровень риска;
- консерватизм в ведении бизнеса;
- постепенно теряется возможность по формированию ресурсов, необходимых для функционирования предприятия;
- возникает несогласованность в работе подразделений предприятия.
Во время выхода все негативные последствия периода старения усиливаются, предприятие получает убытки, теряет свою долю рынка, наблюдается сворачивание деятельности. В этот период можно ликвидировать предприятие или существенно обновить направления деятельности, привлекая при этом необходим объем инвестиционных средств, и выйти на новый цикл жизни предприятия.
Сущность использования информации о жизненном цикле предприятия
Информацию о конкретном этапе жизненного цикла предприятия можно учитывать, в частности, для выявления возможных рисков (кризисных ситуаций). Кризисные факторы, которые возникают на предприятии, преимущественно, разделяют на внутренние и внешние.
К внутренним факторам относятся:
- дефицит оборотного капитала; высокая доля заемного капитала;
- низкий уровень организации производства; неэффективный менеджмент;
- несогласованная работа подразделений; низкая квалификация персонала;
- превышение расходов над доходами;
- несовершенство продукции; увеличение товарных запасов;
- неэффективная реклама; просчеты в ценовой и сбытовой политике;
- зависимость от поставщиков; моральный и физический износ основных фондов;
- недостаточное внимание к инновационной политике и тому подобное.
К внешним факторам относятся:
- колебания рыночной конъюнктуры;
- снижение платежеспособности покупателей;
- высокие проценты по кредитам; изменения в законодательстве;
- нестабильная налоговая политика; замедление развития отрасли, в которой работает предприятие;
- снижение потенциала родственных или поддерживающих отраслей;
- появление более сильных конкурентов; развитие производства товаров-заменителей;
- развитие науки и техники;
- экологическая ситуация и тому подобное.
Для избежания или ослабления рисков предлагают следующие меры:
- привлечение новых инвесторов, партнеров; прекращение убыточного производства; внедрение новых технологий;
- снижение затрат;
- эффективное управление оборотными средствами;
- тщательное формирование ценовой политики; использование лизинга;
- диверсификация продуктового портфеля; вывод на рынок инновационной продукции и др.
Информацию о жизненном цикле можно применять при оценке инвестиционной привлекательности предприятия наряду с методикой интегральной оценки инвестиционной привлекательности предприятий и организаций, методами технического анализа, экспертно-рейтинговой системе оценки инвестиционной привлекательности региона, методами, которые основываются на надежности ценных бумаг.
Недостаток использования жизненного цикла предприятия может заключаться в тяжести (или невозможности) определения этапа жизненного цикла, особенно, в условиях негативного инвестиционного климата государства.
Жизненный цикл предприятия предлагают использовать с целью оценки кредитного рейтинга предприятия. При этом наиболее рискованными являются этапы становления и спада (вероятность получения займа 0-50%), этапы роста и зрелости менее рискованны (вероятность предоставления займа 80-100%).
Статья по менеджменту на заказ от проверенных исполнителей!
Комментарии