Каждая научная дисциплина имеет собственные функции, отображающие ее существенные стороны и принципы – основные положения. В менеджменте функции представляют собой действия, необходимые для решения определенных социально-производственных задач, а принципы определяют требования к процессу управления.
Функции менеджмента
Функции менеджмента отвечают на два вопроса «Что сделать?» и «Как сделать?». Посредством следующих функций человек воздействует на отдельные стороны деятельности и получает ответы на эти вопросы:
- Планирование – выбор способа для объединения усилий всего коллектива с целью достижения желаемого результата. План действий должен быть достоверным, понятным и однозначным. Планирование выполняется на каждом этапе работы организации.
- Организация – обеспечение нормальной работы всех подразделений в соответствии с утвержденным планом действий (их координация и корректировка). Данная функция должна сопоставлять человеческие ресурсы с объемом работ, определять степень ответственности, утверждать должностные инструкции и нормативы.
- Контроль – процесс получения информации о выполнении плана и эффективности организационной работы. Посредством данной функции происходит оценка отклонений от намеченных действий, определяются причины таких несоответствий. Данная функция невозможная без обратной связи (отчеты, докладные записки, результаты проведенной работы).
- Мотивация – побуждение сотрудников к достижению намеченной цели. Данная функция может опираться как на денежное стимулирование, так и на личный интерес (творческая реализация, карьерный рост).
Принципы менеджмента
Принципы менеджмента объединяют закономерности и законы науки, практический опыт. Выделяют общие и частные принципы управления.
- Общие принципы являются универсальными для всех отраслей и видов деятельности:
- целенаправленность (определение четких целей);
- ответственность (наказание за невыполнение поставленных задач);
- компетентность (знание своей трудовой функции);
- дисциплина (безусловное исполнение поручений в конкретные сроки);
- стимулирование (мотивация);
- иерархичность (вертикальное разделение труда и делегирование задач «сверху вниз»).
- Частные принципы имеют локальный характер и применяются в зависимости от специфики управления (приоритет интересов собственника, информационное обеспечение, партнерские отношения) и пр. Не везде данные принципы будут уместными, а в ряде отраслей и предприятий менеджеры внедряют собственные.
Помимо приведенного перечня существуют и иные принципы менеджмента, учитывающие менталитет той страны, в которой их используют. Так, западная система управления опирается на лояльность в управлении и долевое участие в итоговой прибыли. На Востоке большое внимание уделяется карьерному росту и обучению.
Принципы управления должны иметь нормативное закрепление в договорах, актах, служебных положениях. Однако, управление должно быть гибким, поэтому важно учитывать быстрое изменение окружающей среды, рыночные изменения.
Не знаете, сколько стоит статья по менеджменту на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!
Комментарии