Рассказ – одна из кратких повествовательных форм, в которой раскрывается определенный эпизод относительно персонажа. Действие не длится долго, малое число героев – отличительные признаки рассказа.[1] Выдающимся представителем этого жанра является Антон Павлович Чехов.
Достаточно только вспомнить такие его произведения, как «Толстый и тонкий», «Каштанка», «Тоска», «Палата No 6», «Лошадиная фамилия» и многие другие. Один из самых известных его рассказов – «Ванька», фраза из которого: «На деревню дедушке», стала крылатой.
Несмотря на прошедшее время, богатейшее творческое наследие Чехова остается актуальным и в наши дни. Думаю, так происходит потому, что писатель писал о людях, их проблемах и надеждах, о том, что волнует человечество до сих пор.
Специфика и сюжет рассказа
Исследователь Ветохина отмечает, что деталь является «смысловым фокусом, конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произведения[1].Она может относиться к характеру, виду героя, обстановке, разным предметам. Ей свойственны определенные функции. Как они реализуются в тексте, рассмотрим на примере произведения «Ванька».
Сюжет рассказа известен – девятилетний сирота Ванька Жуков, отданный в ученики сапожнику Аляхину, пишет письмо своему дедушке, Константину Макарычу. На первый взгляд, обыденная ситуация. Но уже в самом начале Чехов вводит примечательную сюжетную деталь – мальчик не ложится спать в «ночь под Рождество». А почему? Потому что это – волшебная ночь, ночь сбывающихся надежд…
Перед тем, как начать писать, Ванька пугливо оглядывается на двери и окна, косится на потемневший образ, рядом с которым – сапожные колодки. Это – психологические детали, они показывают, что мальчик боится: его застанут за тем, что он делает и накажут. Боится потому, что бумага и чернила, которые он взял – хозяйские.
Заржавленная ручка показывает уровень образованости в этом доме, так же, как образ раскрывает отношение к духовности. Это – описательные детали. Итак, Ванька бережно раскладывает бумагу и пишет. При этом он поглядвыает в темное окно, в котором отражается свечка – символ надежд одинокого мальчика.
Реальность и мечта
Живется ему тяжело: его бьют, морят голодом, нагружают непосильной для ребенка работой. Он пишет письмо, вспоминая, как ходил с дедушкой за елкой для господ, как был по-своему счастлив. В письме Ванька просит у дедушки выпросить золоченый орех на елке с гостинцами, и спрятать этот подарок в зеленый сундук.
Как всякий ребенок, мальчик мечтает в праздничную ночь о подарке, о чуде. Но автор буквально несколькими строками развеивает эту иллюзию – в рассказе говорится о том, что барышня Ольга Игнатьевна от «нечего делать» научила Ваньку грамоте и танцам, «кормила леденцами», приблизила к себе. А когда мать, горничная Пелагея, умерла, Ванька был отправлен на кухню, а затем – в Москву, к сапожнику. Получается, мальчик был для хозяев такой же игрушкой, каким был бы для сироты золоченый орех.
С той лишь разницей, что Ванька бы дорожил орехом, берег его. А сиротой не дорожил никто. По господской воле он оказался в неприветливом доме сапожника. Но Ванька – ребенок, не осознает этого. То есть, такой непримечательный предмет, как орех, становится деталью, раскрывающей трагедию одной судьбы.
Письмо
«Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…» - пишет Ванька. В конверт, купленном за копейку, –из этой детали можно представить, каких усилий стоило мальчику получить и сохранить эти деньги, Ванька вкладывает драгоценное письмо… Но «адрес», который он пишет, безжалостно говорит читателю, что исполнение мечты, о которой молит сирота, становится невозможным. Разве только случится чудо. С другой стороны, по рассказу можно понять, что, даже если бы мальчик вернулся к деду, чуда бы не произошло. Константин Макарыч – ночной сторож. Внешне веселый и беззаботный человек, но - такой же подневольный, как внук. Если бы с дедом что-то случилось, Ваньке пришлось бы идти «в ученье» или на работу, фактически – в рабство.
Надежда
Но все-таки, думаю, автор оставляет читателю надежду: в последнем эпизоде, когда Ванька опускает письмо в ящик, потом засыпает и видит сон о печке, дедушке и собаке Вьюне. Детскую душу не обманешь. И пусть надежда – лишь сон, они иногда сбываются.
Выводы
Исходя из написанного, можно сделать следующие выводы: рассказ – лакончная, но содержательная форма повествательной литературы. Среди знаменитых представителей этого жанра можно выделить А.П. Чехова, выдающегося мастера художественных деталей. Художественная деталь – важный элемент в тексте, помогающий выявить его смысл, донести авторскую идею.
С помощью ряда таких деталей: сюжетных, описательных, психологических, которыми насыщен рассказ «Ванька», писатель раскрывает перед читателем трагедию судьбы мальчика-сироты. Несмотря на нетрадицоннный для рождественского рассказа финал, писатель оставляет надежду на лучшее в эпизоде сна Ваньки Жукова.
Источники
[1]Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн.для учащихся/Ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. – 2-е изд.,дораб.– М.:Просвещение, 1985. – 208 с.
[2] Ветохина В.В. Деталь в рассказах А.П. Чехова//Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2004 - No 2. – С.26-27.
Разместите его на онлайн-сервисе помощи студентам Студворк. Наши эксперты помогут вам в кратчайшие сроки. Опубликуйте свой заказ прямо сейчас!
Комментарии