Пространство и время в художественном тексте

Содержание

  1. 1. Пространство и время в художественном тексте
    1. 1.1. Содержание
  2. 2. Время, как философская категория; реализация времени в литературе
  3. 3. Пространство, как философская категория; пространство в художественной литературе
  4. 4. Хронотоп, как совокупность пространства и времени в литературе
Мечтаете стать автором студенческих работ и работать удаленно?
Регистрируйтесь на Студворк!
Хотите заказать эссе по литературе?
Обратитесь к экспертам Студворк!

Пространство и время в художественном тексте

Содержание

  1. Время, как философская категория; реализация времени в литературе
  2. Пространство, как философская категория; реализация пространство в литературе
  3. Хронотоп, как совокупность пространства и времени в литературе

Время, как философская категория; реализация времени в литературе

Как основной способ материального существования, время всегда было важной темой в исследованиях естественных, гуманитарных и социальных наук. Время в языке тесно связано с личным когнитивным опытом, образцами мышления и даже культурой всей нации.

Любой вид культуры имеет свой собственный уникальный, само-созданная или зарубежная система концепций времени, которая играет важную роль во внутреннем контексте культуры и межкультурных обменах. В то же время существуют различные связи между временем и пространством. Эти связи образуют различные временные и пространственные тела.

Временные и пространственные тела являются отображением мировоззрения писателя. Они неразделимы. Писатель использует их в романе, так что в романе представлены различные эстетические стили и глубокие мысли.

В соответствии с принятым в современной науке определением, время обладает такими свойствами, как: течение, одномерность, непрерывность, однонаправленность, бесконечность, упорядоченность, абсолютность, открытость, измеряемость, наполненность событиями и т.д.

Эти свойства времени изначально были сформулированы в классической механике Ньютона и его последователей, а затем стали рассматриваться как признаки этой категории вообще.

В истории философии и человеческой культуры сложились также две основные концепции осмысления порядка и направленности времени: динамическая и статическая.
Время неотделимо от изменений, и без изменений нет времени. Однако, по мнению В.П. Казаряна:

время не тождественно изменению и отсутствию изменения. Оно относительно независимо от них, то есть безразлично к тому, что и как меняется.

Аналогичный подход к проблеме времени рассматривается и в физике. Так, неизменный аспект понятия времени связан с разделением событий на прошлое, настоящее и будущее. Однако в любой физической теории времени не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.

Считается, что существуют только настоящие события. Таким образом, более раннее событие будет «прошлым», а более позднее - «будущим», в отличие от события в один момент времени как «настоящего». Если бы был взят другой момент, картина изменилась бы, и ее «прошлое» и «будущее» выстроились бы относительно него.

Это отражается в языковом представлении времени, концентрируясь на моменте речи или другом концептуализированном моменте, который является точкой разделения времени на прошлое и будущее, что выражается в языке грамматическими и лексическими средствами.

Поскольку время представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, оно характеризуется непрерывностью, текучестью и открытостью. Время непрерывно, и поэтому существует настоящее. Если конкретное содержание настоящего меняется, то можно сказать: время течет или время проходит.

Неоспоримым доказательством течения времени является

его восприятие реальности в личном опыте человека. В литературе, что очевидно, время реализовано за счет использования тех, или иных языковых средств, так, в большинстве индоевропейских языков, в том числе, в русском, чаще всего это те, или иные глагольные формы, в зависимости от их семантики.

В зависимости от интенции автора, а также от ряда факторов, как литературного, так и внелитературного характера, реализация категории времени может отличаться: так, очевидно, что в произведении с сюжетной линией, развивающейся от завязки действия к кульминации, а после к развязке, что характерно, в основном для малых эпических жанров, а также для большинства драматических произведений, кроме драматургии модернизма.

В лирических произведениях также в зависимости от темы и жанровой принадлежности текста, возможны все три формы времени, однако следует учитывать также сам характер и особенности поэтики того, или иного текста, время и обстоятельства создания, ряд этих факторов тем, или иным образом определяет реализации форм, как времени, так и пространства.

Пространство, как философская категория; пространство в художественной литературе

Очевидно, что пространство, как категория, тесно связанная с временем образует уникальный художественный мир, свойственный тому, или иному тексту, определяет его поэтику и проблематику.

Пространство как категория текста (художественного текста)

— текстовое пространство — связано с пространством языка как материального объекта, иными словами, оно связано с пространственными характеристиками текста.

Текстовое пространство понимается как «общий и существенный признак (свойство, параметр) всех текстов, участвующих в моделировании самого понятия текст.
Литературовед Е.А. Баженова пишет:

Текстовая категория — это такой признак, который свойствен всем текстам и без которого не может существовать ни один текст, т. е. это типологический признак»

Текстовое пространство, по сути, исследовательский конструкт, предполагающий анализ различных уровней языка произведения, способствующий выявлению «глубинных» смыслов. Текстовое пространство представлено разновидностями, или видами, которые являются инструментом лингвистического анализа текста.

Виды текстового пространства :

  1. графическое пространство, предполагающее обращение к
    разным языковым единицам — словам, словосочетаниям, предложениям, периодам, главам;
  2. денотативное (денотативно-референциальное,
    референтное) пространство
    : в нем вычленяются персонажное пространство, локальное пространство и временное пространство, каждое из которых характеризуется своей номинативной сферой;
  3. семантическое пространство — это поле смыслов, формирующихся в тексте в концепты, различные по своей структуре и значимости для главной темы литературно-художественного произведения.
    Интерпретацией семантического пространства является концептуальное пространство: из всего потенциального множества смыслов, заложенных в семантическом пространстве произведения, «вырастают» концепты, которые и формируют концептуальное пространство. Таким образом, концептуальное пространство рассматривается нами в динамическом аспекте — в плане реализации семантического потенциала, заложенного в языке художественного произведения автором и выявляемого читателем. Иными словами, концептуальное пространство текста — это художественное пространство, рассмотренное в когнитивном аспекте, иначе говоря, концептосфера текста. Отметим закономерность функционирования нескольких пространств внутри одного текста. Ю.М. Лотман указывал, что текст предстает как

«система разнородных семиотических пространств, в континууме которых циркулирует некоторое исходное сообщение»

Таким образом, как время, так и пространство, в синтезе, составляющие пространственно - временной континуум (хронотоп произведения), определяют не только внешнюю сторону произведения, но и его содержание и проблематику.

Хронотоп, как совокупность пространства и времени в литературе

Совокупность пространственно

– временных отношений компонентов сюжета произведения составляет его пространственно - временной континуум, который в современном литературоведении часто также называют хронотопом.

Важно понимать, что эти два термина, при близком значении, все же не являются полными синонимами: пространственно - временной континуум - скорее, представляет собой формальную характеристику пространства и времени, составляющих сюжет произведения, а хронотоп - пространственно - временные отношения в контексте сюжета, системы образов и проблематики текста.

В качестве примера подойдет «Петербург Достоевского»: очевидно, персонажи, такие как Раскольников, Мармеладов, Свидригайлов, Алена Ивановна (старуха - процентщица) и их поведение в романе представляются органичными именно в даннном пространстве и времени, созданным гением писателя. Другим, крайне характерным, близким к современности, примером служит роман - миф нобелевского лауреата Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества»: жизнь семейства Буэндиа и происходящие с ними события неотделимы от «магического» пространства селения Макондо, а закольцованное время, вынесенное в название романа определяет сюжет и особую логику описываемых событий.

М.М. Бахтин, разработавший проблему хронотопа в том виде, в котором она используется в современном литературоведении, ему же принадлежит этот термин, заимствованный из физики, утверждал, что:

«всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов».

Именно это утверждение, что подтверждает анализ текстов Маркеса и Достоевского, наиболее полно характеризует современные подходы к изучению категорий пространства и времени в литературных произведениях и их особенностей, как не только значимых частей литературного произведения, но и, по сути, его основы, поределяющей поэтику и проблематику текста.

Хотите оказывать онлайн-помощь для студентов или собираетесь заказать эссе по литературе?

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир