Проблематика «Дракулы» Брэма Стокера

Содержание

  1. 1. Исторические отсылки
  2. 2. Как и что было до «Дракулы»
  3. 3. Новаторство Стокера
  4. 4. Затронутые проблемы и образ Дракулы
  5. 5. В чем успех «Дракулы»
Не можете выполнить реферат по литературе?
Обратитесь за помощью к профессионалам
Хотите сами зарабатывать на выполнении учебных работ?
Регистрируйтесь на сайте Студворк

Практически все время своего существования человечество обращает внимание на вечные образы – символические персонажи, которые олицетворяют узнваемые характеры, типичные жизненные проблемы и поиски.

Особенно ярко вечные образы проявляются в период кризисов, существенных перемен. От средневековья до нашего наиболее постоянными и популярными остаются символические образы Гамлета, Фауста, Дон Кихота, Дон Жуана – они встречаются в живописи, музыке, театральном искусстве, поэзии и прозе.

Одним из таких образов является Дракула, многократно, можно сказать, растиражированный в литературе, кино и другом творчестве. Это можно объяснить тем, что «Страх — самое древнее и сильное их человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого» [1].

9XVgWEp8bMw.jpg

Исторические отсылки

Примечательно, что долгое время, практически до 1970-х годов, роман Стокера «Дракула» причисляли к массовой, недостойной пристального внимания, литературе. Теперь же «Дракула» — классика, бессмертная, как и центральный персонаж. Ведь вдумчивый читатель осознает, что, будь Дракула столь примитивен, он не был бы и интересен на протяжении веков. Этот образ давно уже вышел за пределы своей литературной, и, пожалуй, даже исторической ограниченности.

Вместе с тем, «Дракула» претендует не только на документальную но и на историческую достоверность. Автор внимательно исследовал источники, в частности — полумифическую фигуру Влада Цепеша, героя сочинения Федора Курицына «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле». Цепеш был известен своей беспощадностью, особенно — к туркам, с которыми сражался. Вместе с тем, Влад из рода Басарабов был реальной исторической личностью, господарем (князем) Валахии. От отца, который состоял в ордене Дракона, сын унаследовал имя «Драгуля». Несколько измененное, оно впоследствии стало названием знаменитого романа.

Следует отметить, что деятельность ордена Дракона не относилась ни к чему дьявольскому, но ориентировалась как раз на защиту христиан. Совместно с этим Стокер исследовал различные фольклорные свидетельства об упырях, вурдалаках и другой нечисти, «живущей» на кладбищах. В частности, при создании образа Дракулы, автор обращался к источнику «Рассказ о княжествах Валахия и Молдавия» [4, с.580]. Объединив историю с фольклором, Стокер сделал свое произведение бессмертным.

PhfWFs51RMA.jpg

Как и что было до «Дракулы»

До Стокера в вампирской литературе мистическое начало определялось, как чистый вымысел, или объяснялось в финале действием наркотических веществ, безумием. сумасшествием главного героя. «Дракула» же впервые претендует на достоверность, скорее даже — на её талантливую имитацию. Ведь в романе Стокера нет авторского повествованиия: произведение практически целиком составлено из отчетов, телеграмм, дневников, стенограмм героев. Из-за это оно может показаться сложным для восприятия. Но писатель предельно документализирует свой роман именно с целью убедить читателя в реальности происходящего.

Современники Стокера подмечали эту особенность и старались определить ее истоки. Так, по мнению наблюдательного рецензента из газеты «The Spectator» (статья от 31 июля 1897 года), автор Дракулы перенял «манеру повествования» Уилки Коллинза [4, с.561]. Вместе с тем, писателя не стоит считать бездумным подражателем.

Новаторство Стокера

Новаторство Стокера состоит в том, что по традции в европейской романтической новеллистике все ужасное случалось где-то далеко, в неизведанных землях. Или — известных, однако, наделенных фантастическими чертами. Стокеровская мистика , по мысли американского писателя Генри Джеймса, «впервые оказалась у дверей читателя»[2], при этом главный герой перемещается в Лондон, имея цели вполне тиранические и невероятные: обратить весь мир в рабство через укус. Подобный сюжет в своем завершенном виде не имел аналогов в литературе до Стокера. С этим связана проблематика романа, которую рассмотрим далее.

Стокер написал два романа о вампирах: «Дракула» и «Леди в саване»: в первом действует вампир и носитель тотального зла, а во втором — мнимый вампир, который на самом деле — благородная красавица.[4,с.561] Таким образом, Дракула олицетворяет проблему зла.

Оно заключается в следующем: каждое литературное произведение рассматривается в социальном контексте, поэтому произведение «Дракула» отражает тайные страхи британцев той поры и представляет собой универсальную моделью общества общества перемен. Это также придает «Дракуле» современности.

Так, основные персонажи романа остерегаются, что произойдет вторжение чужака в самое сердце империи, ведь граф Дракула приобретает недвижимость в именно Лондоне. Поэтому Британия в трактовке Стокера является не захватчиком, но теперь уже — возможной жертвой колониальной политики. Дракула же — загадочный гость с Востока. Идея овладеть всем миром выражена самим же Дракулой: «Ваши женщины, которых вы любите, уже все мои» [5,с.240] — уверен герой.

Затронутые проблемы и образ Дракулы

Исследователи отмечают, что писатель образно раскрыл проблему столкновения пришельца с Балкан с цивилизованным Лондоном.Из этого исходит проблема порабощения и войны [4, с.592]. Также в тексте намечена «угроза» эмансипации (женщин), она развивается слишком стремительно и хаотично. Первая жертва Дракулы, Люси Вестенра воплощает слишком свободомыслящую, чувственную девушку, героиня условно и понесла за это наказание. Второй целью графа-вампира стала Мина Харкер — идеальная супруга и вдохновительница, образ «принятого» поведения и союза — ведь после рокового укуса героиня чувствует себя оскверненной.

Сам Дракула представлен в романе существом, укусы которого — яд, лихорадка, охватывающая людей. При этом Стокер ссылается на популярнейшие в тот период опыты Ломброзо и Нордау [5, с.302]. Таким образом, автор поднимает проблему зараженного общества, при том — в буквальном смысле. У Стокера произошел разлад с женой, из-за чего их близкие отношения сошли на нет. Вынужденный решать эту проблему, писатель заразился дурной болезнью [4, с.578].

В романе также затронута проблема реального и невероятного. 1888 год был отмечен преступлениями Джека Потрошителя, о чем, конечно же, Стокеру было известно. Джека называли «подобным вурдалаку»: исследователи приводят здесь слово из переводной книги Сагдена [6]. В 1897 году появился «Дракула» — тоже преступник, одержимый жаждой крови.

XTRcwh5h3c.jpg

В чем успех «Дракулы»

Успех «Дракулы», длящийся по настоящее время, можно объяснить тем, что роман Стокера стал первым готическим квестом новой литературы — форматом, который сейчас очень популярен: в произведении, как в квесте, герои объединяются, чтобы спасти человечество от угрозы и восстановить естественный ход событий.

Также в «Дракуле» в первый раз были указаны законы более сложного, чем человеческий, сверхъестественного мира. Готическое в романе — это замок Дракулы, ночь, волчий вой, его безмолвный кучер, скорее всего, сам Дракула, сон-оцепенение Джонатана Харкера, в котом его посещают спутницы Дракулы.

Также в романе присутствуют мотивы путешествия и безумия: дорога Харкера к Дракуле, плавание самого Дракулы на «Деметре». Безумие грядущего вампирского помешательства воплотил одиозный Рэнфилд. Вместе с тем, «Дракула» — не только готический роман, но история противостояния черной и белой магии [4, с. 591]. Это — оппозиция «Дракула» – «Ван Хельсинг». Белфорд, на которого ссылаются Одесский и Михайлова, отмечает, что Стокер мог быть знаком с оккультными практиками лично или через друзей[3].

Таким образом

Несмотря на неоднозначность образа и условность сверхъестественной природы главного отрицательного героя, Стокер в своем романе обозначил существенную социальную проблематику.

x_0727f3e6.jpg

В настоящее время можно воссоздать практически любой образ Дракулы — в классическом понимании, беспощадный, романтический, в духе нашего века. Неизменным остается только имя, детали образа — с узнаваемым взмахом плаща. Обаяние этого героя также по-прежнему гипнотизирует, как и укус вампира.

Список литературы

  1. Английская романтическая повесть. (На англ. яз.). – М.: Прогресс, 1980. – С. 149.
  2. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.-Л., 1940. С.495.
  3. Данн-Масцетти М. Сумерки. Вампиры от Дракулы до современных монстров: Книжный клуб “Клуб семейного досуга”. Харьков, Книжный клуб “Клуб семейного досуга”. Белгород. - 2011. - 254 с.
  4. Стокер Б. Дракула / Изд. подгот. Т.А. Михайлова. М.П. Одесский. - Москва: Ладомир, Наука, 2020. - 889 с., илл. - (Литературные памятники).
  5. Стокер Б. Дракула. М.: Эксмо, 2014. - 512 с.
  6. Сагден Ф. The Complete History of Jack the Ripper / Пер. с англ… — М.: Терра, 2001. — 544 с.

Дополнительно

  1. Belford B. Bram Stoker: A Biography of the Author of «Dracula». L.; N.Y.: Alfred A. Knopf, 1996.
  2. Wilkinson W. An Account of the Principalities of Wallachia and Moldavia: With Various Political Observations Relating to Them. N.Y.: Longman, Hurst, Rees, Orme & Brown, 1820.
Не можете выполнить задание по Литературе?

Разместите его на онлайн-сервисе помощи студентам Студворк. Наши эксперты помогут вам в кратчайшие сроки. Опубликуйте свой заказ прямо сейчас!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир