Закономерности процесса культурогенеза

Содержание

  1. 1. Трудовая концепция культурогенеза
  2. 2. Символическая теория
  3. 3. Психоаналитическая концепция
  4. 4. Тест по теме «Закономерности процесса культурогенеза»
Тест: 3 вопроса
1.

Кто обосновал трудовую концепцию культурогенеза?

В.И. Ленин

Е. Вебер

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

2. Сколько символических форм различал Эрнст Кассирер
5
2
8
3. Какую концепцию культурогенеза сформулировал Зигмунд Фрейд?
трудовую
символьную
психоаналитическую
Культурогенез

Это процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, который проходил в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельностью, согласно социальными закономерностями.

Происхождение культуры определяет сущность процесса культурогенеза. Культура реализуется через социально унаследованное поведение, имеет небиологическую или надбиологическую природу. Согласно концепции В. Розина, экстремальные условия выживания проточеловека стимулировали ситуацию парадоксального поведения, в которой существо нарушало инстинктивно-биологическую программу, заложенную на генетическом уровне. Это поведение заставляло его действовать в соответствии со знаками (а не сигналами), которые означали определенную ситуацию и требовали определенных действий. Это существенно ускоряло процесс передачи и закрепления информации уже не на генетическом уровне, а на уровне коммуникации. Именно так формировались знаки естественного языка (слова).

Чем больше сигналов превращалось в знаки, тем эффективнее становилось поведение первобытного человека.

Ситуации, действия, предметы, не приобретавшие определения, переставали существовать для общности вообще. Выживали только те существа, которые начинали коммуницировать, а процесс коммуникации становится главным в культуре. Именно он обеспечивает воспроизведение эффективных типов поведения, деятельности, жизни.

В культурологии распространены три ведущие концепции культурогенеза: трудовая, символическая и психоаналитическая (фрейдовская).

Трудовая концепция культурогенеза

Трудовая концепция культурогенеза была обоснована создателями марксизма – Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Эта теория является одной из самых распространенных.
Согласно данной теории, сознание возникло у той группы приматов, которая чаще других пользовалась предметами. Это было отмечено эволюцией, что привело к освобождению верхних конечностей для оперирования предметами. Концентрация внимания на верхних конечностях привела к увеличению области головного мозга, отвечающий за связь с этими конечностями (лобные доли).

По этой теории, оперирование орудиями труда привело к развитию мозга и, соответственно, развития творческого воображения.

Символическая теория

Символическая теория культурогенеза была развита в трудах Эрнста Кассирера. По мнению Кассирера, в процессе эволюции человека образовалась система рецепторов, с помощью которой биологические виды получают внешние стимулы, и система эффекторов, по которой они реагируют на эти стимулы, была дополнена третьей – символьной системой. Символы рассматриваются как подвижные и изменчивые, и в отличие от сигналов, используемых в экспериментах Павлова и подобных, не имеют четких привязок к физическому бытию.

Символьная система становится своеобразным посредником человека и мира.

Человек становится «настолько погруженным в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы или религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и узнать без вмешательства этого искусственного посредника». Кассирер различал пять символических форм – язык, миф, религию, искусство и науку, независимые друг от друга. Развитие символьных форм позволяет человечеству преодолевать ограниченность и конечность, освободиться от страха реального мира.

Психоаналитическая концепция

Еще одним широко известным вариантом объяснения сути и процесса становления культуры стала психоаналитическая концепция культурогенеза, основанная австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом.

Она основывается на идее психологической обусловленности культуротворчества человечества.

Следует сказать, что концепция Фрейда, которую он обнародовал в конце XIX в., была полной противоположностью довольно распространенным в Новое время взглядам на человека, как на разумное существо, которое осознает свое поведение. Фрейд первым начал описывать человеческую психику как пространство непримиримых конфликтов между инстинктом, умом и сознанием.

Заказать статью по культурологии у экспертов биржи Студворк!

Тест по теме «Закономерности процесса культурогенеза»

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир