Биологическая наука, изучающая телесную природу человека, его происхождение и дальнейшее развитие.
Антропология близко стоит к общественным наукам, она также является наукой о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.
Культура – специфический способ существования человека в природе. А человек – единственный носитель сознания, который достиг степени мысли.
Говоря об антропологических аспектах культуры, мы должны рассмотреть вопросы соотношения культуры и человека, рассмотреть то, как менялось понятие о культуре с развитием человеческого общества.
Культура и мир человека
Чем более гармоничным является взаимодействие человека и природы, тем качественнее его жизнь с точки зрения культурного развития.
Приобщаясь к культуре, человек становится человеком. В языке у понятия «культурный человек» закрепилось содержание, которое подразумевает соблюдение свода правил, норм, социальных установок, которые определяют его поведение в обществе. Это добровольное определение тех границ, которые были установленных обществом. В обществе должны быть идеалы, они не могут находить свое выражение только в материальном удовлетворении, в выгоде. Очень важно решать вопросы духовной жизни людей, утверждать возрастные ценности, которые человечество накапливало в течение веков, передавало из поколения в поколение.
Культура формирует личность определенного типа, которой присущи те или иные моральные качества, мировоззренческие ориентиры, уровень интеллектуального развития, эстетические предпочтения, и тому подобное.
Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности, поэтому культура является мерой человеческого в человеке, характеристикой развития человека как общественного существа.
Эволюция представлений о культуре при развитии человеческого общества
Слово «культура» стало использоваться как научный термин со второй половины XVIII века. – в эпоху просвещения. Мыслителей того времени беспокоил вопрос о специфике человеческого бытия, о том, чем обусловлена «человеческая природа» и что формирует саму «человеческую природу». Просветители стремились найти идеалы человеческого бытия и определить направления развития социального прогресса.
Тогда и возникла необходимость в специальном понятии, в котором была бы логично оформлена идея существования особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира.
Развитие этой идеи обнаружило два ее аспекта:
- культура трактовалась как средство совершенствования человека, его духовной жизни и нравственности, исправления недостатков и пороков общества посредством просвещения и воспитания людей;
- культура рассматривалась как образ жизни, который реально существует и исторически меняется. Его специфика обусловлена уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования.
Эти противоречия стимулировали дальнейшую эволюцию представлений о культуре.
Художественный образ
При развитии человеческого общества менялись и формы материального воплощения культуры.
В основе произведений искусства лежит определенная идея в ее эмоциональном, живом изображении. Граница между художественным миром и миром реальным всегда была подвижной. Степень условности отображения действительности зависит от специфики языка каждого вида искусства и неодинакова для различных художественных эпох. Художественный образ может приобретать характер символичности, пока не потеряет связь с действительностью и не превратится в нерасшифрованный знак. И, наоборот, он может быть иллюзорным до некоторого предела, поскольку у искусства всегда есть обобщающий момент. Создание художественного образа и его восприятия составляют две стороны одного художественного процесса, происходящего в общем смысловом пространстве.
Сочетание действительности и творческой индивидуальности художника.
Его созданию подчиняется весь комплекс осознанной и неосознанной (спонтанной) деятельности субъекта.
Образное мышление художника всегда несет отражение картины мира той эпохи, в которую он творит. Художник –генератор идей и носитель мировоззрения. Художник связывает внутренне художественные процессы и мировоззренческие установки общества и придает импульс, программу для переработки информации, стимулирует мысль зрителя, а зритель в свою очередь сравнивает художественное произведение с действительностью и пытается воссоздать образ, который был в воображении художника.
Изменение художественных образов со временем стало характерным маркером в условном картографировании и систематизации человеческой культуры.
Заказать статью по культурологии у экспертов биржи Студворк!
Комментарии