В настоящее время исследование вопросов относительно формирования, как культур отдельных народов, так и культуры человека, в общем, занимается культурная антропология. Культурная антропология представляет собой определенную науку, объектом которой выступает взаимодействие итогов и средств деятельности человеческого общества в каждой области его жизнедеятельности и всех критериев, которые составляют и обусловливают своеобразие образа жизни и поведения каждого народа.
Особенности культурной антропологии
Культурная антропология это определенное явление мысли человека. Она находится на границе таких наук, как этнография и антропология. Объектом ее исследования выступает человек, который рассматривается в контексте творца культуры и общественных взаимодействий. Культурная антропология пытается определить, почему именно человек установил определенные обычаи, создал произведение искусства и многое другое. Культурная антропология имеет характер преимущественно междисциплинарной дисциплины.
Сегодня к рассмотренную термина культурная антропология и его взаимодействия с этнологией сформировалось четыре подхода.
- В рамках первого принято считать, что культурная антропология и этнология – это синонимы.
- Другие указывают на то, что культурная антропология как бы «поглощает» собой этнологию. В данном случае этнология занимается тем, что сравнивает обширный анализ культур, в то время как, культурная антропология исследует наиболее значимые институты культуры.
- Третья группа специалистов особо указывают на то, что этнология на много шире, вследствие чего культурная антропология является только наукой о природе человека.
- Последняя группа специалистов связывают культурную антропологию и этнологию. Такого рода связь происходит в соответствии с принципом единого и частного. В данном случае первая является наукой о закономерностях формирования культуры в общем, где находит собственное место и роль человек, то вторая изучает лишь отдельные этносы и их культуры.
Главными представителями культурной антропологии являются К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, М. Мосс и многие другие.
В проводимых исследованиях культурная антропология применяет достаточно большой список самых различных методов и практик. Рассмотрим некоторые из них.
- Методология эволюционизма. Его представители – Г. Спенсер, Э. Тайлор. Они основной акцент делают на единстве человеческого рода и его прогрессивном становлении по пути все большего усложнения. В данном случае главным методом является метод сравнение.
- Диффузионизское направление. Представители В. Шмидт, Ф. Ратцель. Базисом является взгляд на культуру, которая развивается по законам диффузии. Следуя из данного принципа, история развития культуры рассматривается как череда столкновений. Главные методы – сравнение, типология.
Антропологические аспекты культуры
В соответствии с антропологическим аспектом культуры человек обозначает род Homosapiens, а именно единые свойства данного вида живых существ. При этом личность представляет собой единичного представителя данного вида.
При этом целесообразно отличать проблемы «культура и человек» и «культура и личность». Специфика первой заключается в определении значения человека в качестве творца культуры и роли культуры как творца человека. Особенности второй состоят в определении определенных качеств, которые и создают в культуре самосознание личности.
Формирование интеллекта происходит в процессе осуществления практической деятельности человека согласно с ее нуждами. Вследствие чего человека нужно признать в качестве феномена культуры.
У ребенка интеллект формируется в процессе развития. Вместе с интеллектом и во взаимодействии с ним в истории культуры была создана абсолютно иная энергия человеческой психики синтетического характер, получавшая название энергия духа.
Существуют некоторые отличия между интеллектом и духом. Они заключаются в следующем. Так, интеллект полностью находится в основе познания мира. Дух находит свое проявление по отношению человека к остальным людям.
В рамках антропологического аспекта культуры основной акцент сделан на том, что человек унаследовал от своих предков агрессивность. Она выражена как инстинкт жизнеобеспечения, так как уничтожение это главный биологический закон бытия. Специфика человеческого бытия состоит в подавлении агрессивности. Это происходит при помощи запрета конкретных форм поведения внутри родоплеменной общины.
На Студворк вы можете заказать статью по культурологии онлайн у профильных экспертов!
Комментарии