Химический элемент или химическое вещество?

Химия - наука достаточно интересная и увлекательная, но, как и в любой предметной области, в ней есть свои “подводные” камни. Об одном из таких камней мы сегодня и поговорим.


Немного истории

Моё знакомство с химией началось в далеком 8 классе. С самого начала я проявляла интерес к этому предмету, причем по-разному: читала дополнительную литературу в Интернете, решала различные интерактивные задания, отвечала на вопросы, с легкостью учила теорию. Но в начале 9 класса встал клином вопрос: какие предметы я буду сдавать на ОГЭ?
Понятно, что кроме двух обязательных (математики и русского языка) нужно сдавать ещё и два дополнительных. Но каких? Первый предмет выбрался с легкостью. Это было обществознание. А вот со вторым пришлось подумать: в физике не соображаю, биологию не люблю и не понимаю, английский не знаю, ну и так далее. И вот тогда моим вторым предметом на экзамена стала… химия! С этого момента началась моя усиленная подготовка к сдаче данного экзамена.
Началось активное просматривание лекций и вебинаров, написание конспектов, решение задач. Были, конечно, и вопросы. И самый первый возник при пробном решении на сайте “РЕШУ ОГЭ” задания № 1. Задание было таким: “Выберите из приведенных ниже утверждений те, в которых говорится о броме как о химическом элементе (или как о веществе)”. А дальше были даны 4 или 5 утверждений, из которых только одно или два - верные. Из 30 заданий варианта решилось только два!
Я долго не понимала, что я делаю не так. Во время решения заданий руководствовалась сплошь школьными тетрадями и определениями из учебника, но и они не помогли. Тогда я нашла в Интернете материал на эту тему, посмотрела и составила себе шпаргалки, с помощью которых с легкостью решила все задания.

И сейчас я бы хотела поделиться с вами накопленными знаниями, чтобы вы могли с легкостью решить это задание и получить за него высший бал. Поехали!


Химическое вещество

  • можно увидеть и потрогать
    Как, например, сернистую кислоту или ртуть, налитую в пробирку. Можно также взять в руки кусочек цинка, олова, меди, золота или же набрать на ложечку железного порошка.
  • можно использовать в процессе производства
    Пример - использование серной кислоты при производстве пластмасс, изготовлении красок, моющих средств и пр.
  • имеет агрегатное состояние, т. е. может быть твердым, жидким, газообразным.
    Вспомните три состояния воды: жидкость, пар и лёд. То же самое касается и веществ, правда, в отличии в воды, они могут находиться только в одном из трёх состояний. Например, газообразные вещества - это водород, азот, кислород; жидкие - ртуть, вода, серная и соляная кислоты, спирт, ацетон; твердые - сера, магний, алюминий.
  • имеет физические свойства
    Например, железный порошок, который хорошо притягивается магнитом.
  • растворы элементов используют в быту и промышленности
    Пример - использование перекиси водорода для остановки кровотечения и дезинфекции ран (применение в быту) или же раствор аммиака для производства удобрений, взрывчатых веществ, полимеров, азотной кислоты и соды (использование в промышленности).
  • является участником химической реакции
    Когда мы говорим “сера активно взаимодействует с кислородом” или “водород вступает в реакцию с йодом” то подразумеваем, что реагирует именно вещество, а не элемент, так как его размеры просто не позволяют реагировать с другими элементами.

Теперь поговорим о химическом элементе.


Химический элемент

  • нельзя вычленить из состава чего-либо
    Как известно, вода состоит из двух элементов - водорода и кислорода. Ни один, ни второй мы не можем взять и вытащить из воды, чтобы рассмотреть. Это просто невозможно.
  • нельзя увидеть невооруженным глазом
    В первую очередь, из-за размера. Как правило, атом элемента настолько микроскопичен, что рассмотреть его можно только при помощи специального микроскопа (обычный микроскоп из кабинета биологии для этого не подойдёт). Поэтому увидеть его без каких-либо специально предназначенных приборов не получится.
  • входит в состав аминокислот, рациона питания, белка и других веществ и организмов
    Помните, нам часто говорили (или же говорят): “Ешь гречку, в ней много железа” или “Съешь творог, он богат кальцием”. Когда мы слышим такую фразу, то в первую очередь должны понимать, что речь идет как раз об элементе, а не наоборот.
  • находится в таблице Менделеева и имеет все характеристики по данной таблице
    Элемент является жителем периодической системы, а вот вещество там жить не может. Поэтому если в утверждении или в высказывании вы слышите “бром является элементом 4 периода”, “атомная масса фтора равна 19”, “водород имеет порядковый номер 1” и т. д. то знайте - здесь говорится об элементе.
  • относится к разным группам
    Существует несколько групп химических элементов: галогены (к ним относятся фтор, хлор, йод, бром, астат), тяжелые металлы (мышьяк, свинец, кадмий, ртуть, хром, медь, цинк, никель, селен) и прочие. Если в условии задачи сказано, что “бериллий принадлежит к легким металлам”, значит здесь о бериллии говорится как о химическом элементе.
  • Используется в медицине в составе препаратов и исследований
    Например, фтор используется в медицине в составе некоторых антибиотиков и противовирусных препаратов, а также используется для профилактики кариеса и в составе витаминно-минеральных комплексов.

Главное

представляем, смогли бы мы взять это в руки. Если да, то речь идёт о химическом веществе, если нет - об элементе.

Советы
  1. Представляем себе элемент в руках
  2. Слово “содержит” или “входит в состав” показывает нам элемент
  3. Химические элементы не имеют запаха, цвета и существуют в виде молекул или атомов.

Комментарии

Нет комментариев

Предыдущая статья

Гибридизация орбиталей

Следующая статья

Свойства кислот
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир