Проблема субстанции

Содержание

  1. 1. Учение о субстанции
  2. 2. Теория монад
  3. 3. Тест по теме “Проблема субстанции”

Философы Нового времени рассматривали не только проблемы познания, но и искали общефилософские принципы осмысления бытия. Как результат, разрабатывается еще одна важная категория философии Нового времени – субстанция (сущность бытия). Характерной чертой философского мировоззрения Декарта является дуализм. Он допускал существование двух независимых друг от друга субстанций – материальной и духовной. Основным свойством материальной субстанции является протяженность, а духовной – мышление. Связующим звеном между этими двумя независимыми субстанциями является Бог.

Учение о субстанции

Голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632-1677) создал свой вариант рационалистической философии, важнейшей частью которой является учение о субстанции. В отличие от Декарта, Спиноза отстаивает идею единой субстанции, атрибутами которой являются и мышление и протяженность. Утверждение существования одной субстанции – это философский монизм – воззрение, согласно которому разнообразие объектов в конечном счёте сводится к единому началу. У Спинозы монизм имеет вид пантеизма, то есть отождествление Бога с природой. Бог и природа сливаются у него в единое понятие. Бог не стоит над природой, не является создателем вне природы, он находится прямо в ней как имманентная причина. Для понимания и объяснения мира вещей и процессов Спиноза вводит понятие модуса.

Модус

Это отдельные вещи, которые являются конечными, каждая из которых имеет причину своего существования.

Спиноза разделяет модусы на простые и сложные. Одним из сложных модусов является человек. Для модусов характерны изменения, движение, внешнее влияние и связи. Из понятия субстанции как бесконечной, единой и нераздельной следует понятия детерминизма. Спиноза считал, что в мире не происходит ничего случайного, все имеет свою причину. Свободу Спиноза понимает как действие лишь по необходимости собственной природы, без всякого принуждения извне. Человек только в том случае имеет свободу, когда действует по необходимости своей собственной природы без принуждения.

Теория монад

Интересную концепцию субстанции разрабатывает немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (1646-1716), представитель рационализма. Центральным в философии Лейбница является его теория монад.

Монада

Это простая неделимая духовная субстанция; монад существует бесконечное количество.

Лейбниц считает, что из одной субстанции не может возникнуть все многообразие мира. Для этого требуется большое количество субстанций. По степени развития Лейбниц разделяет монады на три вида:

  • «малые перцепции» – это самые примитивные, несознательные монады, из них образованы физические тела неживой природы, они характеризуются пассивной способностью к восприятию;
  • монады-души, характерные для биологических объектов, которые могут иметь ощущения;
  • монады-духи, которые характеризуются высокой степенью развития, имеют сознание («апперцепция»), способность к суждениям.

Каждый класс монад стремится достичь высшего, совершенного состояния. Последней ступенью к совершенству у Лейбница является Бог, то есть никем не созданная монада, абсолютное совершенство. Он критиковал теории врожденных идей. Чувственное познание выступает, по его мнению, как низшая ступень или предпосылка рационального познания.

Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по философии недорого!

Тест по теме “Проблема субстанции”

Комментарии

Нет комментариев

Предыдущая статья

Пространство и время
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир