Бытие, иногда Сущее – одно из важнейших, абстрактные мировоззренческих понятий, к которым пришло человечество в процессе своего развития. Понятие бытия охватывает понятие существования и реальности и смежных с ними тем. Противоположностью бытия является небытие или ничто.
Раздел философии, изучающий бытие называется онтологией. Она определяет фундаментальные принципы и основы бытия, первоначала и первопричины всего сущностного. Это учение о мире, о первоосновах бытия, о субстанции, материи, пространстве и времени, причинности и т.д.
Вопросы бытия являются центральными в мировоззрении каждого человека. Неудивительно, что эти вопросы интересовали людей с древнейших времен и ответы на эти вопросы занимали важное место в вероучениях и философских теориях разных эпох. Таким образом, проблема бытия одновременно является проблемой размышлений и поиска истины (философии) и проблемой веры и вероучения (религии).
Определение бытия
Бытие можно определить как все, что реально существует, как то, что существует как истинное, а не как видимое, как реальность, определенная независимо от сознания человека, как общий способ существования человека.
Слово «бытие», которое обозначает это понятие в русском языке, образовано от слова «быть», синонимами которого являются слова «существовать», «жить» и другие. Языковедческие исследования показывают, что слово «быть» имеет очень древнее происхождение из тех доисторических времен, когда существовал единый индоевропейский (а возможно даже общечеловеческий – ностратический) праязык. Это подтверждается в частности тем, что во многих современных языках индоевропейской семьи существуют слова, близкие по значению и по звучанию к слову «быть».
Среди синонимов понятия «бытие» – понятие «сущность» (от «суть» – 3-го лица множественного числа глагола «быть» в древнерусском языке), сущность, «жизнь» (процесс бытия для живых существ называется словом «жизнь»), реальность действительность и тому подобное.
Небытие
Онтологическая категория, является отрицанием понятия «бытие».
Небытие – отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность, абсолютное начало всего сущего. Ничто – способ существования небытия. По Демокриту, небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его.
Небытие является противоположностью бытия: это те границы, тот момент, когда вещей (явлений, предметов) еще нет или уже нет. Небытие является моментом возникновения одного и исчезновения другого, или наоборот. С небытием связывается не только смерть, но и нереализованные планы, обманутые надежды, разорванные связи. Страх перед небытием заставляет человека задуматься над бытием, его осмыслить, придать ему смысл.
Существует мнение, что небытие более важно чем бытие, которое является только «тенью небытия, его изнанкой».
Сложность осмысления «небытия», указанная в свое время еще Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие - это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обусловливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия отсутствия.
Проблемы бытия
Проблема бытия относится к так называемым «вечным вопросам» философии, поскольку она касается важнейших сторон человеческой жизни: мировоззрения, ценностей, идеалов. Философское осознание мира основывается на общем, абстрактном, теоретическом отображении действительности. Такое отображение осуществляется с помощью общих понятий и категорий. Наиболее общей категорией философии есть категория «бытие». Эта категория определяется суммой нескольких её проявлений
- всем, что реально существует, что мы видим;
- всем, что мы не видим, но оно существует в действительности, например, радиоволны;
- всеми духовными явлениями.
Проблема бытия нашла свое отражение в истории философии.
Эволюция взглядов на бытие
Древнегреческий философ Парменид считал, что подлинное бытие является неизменным и постоянным, а наблюдаемые изменения являются небытием, заблуждением.
Гераклит отмечал, что стабильного, устойчивого бытия нет. Сущность бытия в вечном становлении как единства бытия и небытия.
Античный философ Платон пытался решить проблему бытия через категорию «единое», которое бы включало в себя не только телесное, но и мудрость, справедливость и другие способности человеческой души.
Аристотель определял бытие через соотношение единичного и общего. Единичное существует как то, что воспринимается чувственно, а общее только тем, что познается умом.
В средневековой философии истинное бытие принадлежит исключительно Богу, а ненастоящее – всему созданному им – в материальном, телесном чувственном. В христианской религии бытие является бытием во Христе, что означает причастность к небесной плоти, поэтому верующий человек не подлежит греху, проклятию, закону и смерти.
По Гегелю, бытие заключается в мировом разуме, формой которого является логика, а содержанием Бог в своей сущности, как абсолютное творческое начало.
Материализм подлинным бытием наделял материю, телесность, вещественность, которым противостоит сознание. Бытие – это материя, которая воспринимается чувственно, все то, что возникает, становится, фактически существует и исчезает.
Марксизм, определяя материю первичной и определяющей по отношению к сознанию, не отождествляет ее с бытием, как его предшественники материалисты. Энгельс считал, что подлинное единство мира не в его бытии, а в его материальности.
Современная философия объясняет бытие как такую категорию, которая охватывает все существующее: как материальные, так и духовные феномены.
Формы бытия
Бытие не сводится только к материальным образованиям, а включает в себя и мир человеческого духа, все духовные явления, которые по своей сути являются идеальными. Сознание тоже является формой бытия, но идеальной формой. Бытие не является чем аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. В результате можно выделить различные формы бытия, которые являются относительно самостоятельными:
- бытие природы,
- бытие человека,
- бытие общества,
- бытие идеального.
Специфическая особенность бытия природы заключается в том, что оно существует до появления человека. Оно является первичным, базовым по отношению к другим формам бытия. На его основе возникает очеловеченная природа, формируется общественное и духовное бытие. Бытие очеловеченной природы является единством природных закономерностей и общественных процессов. Это тот искусственный мир, в котором живет человек и который он создал с помощью своей деятельности в соответствии со своими потребностями и интересами.
Среди форм бытия человека выделяют предметно-практическую деятельность, практику социальных преобразований и процесс «самосоздания» человека.
Суть предметно-практической деятельности заключается в том, что человек как физическое тело действует на другие физические объекты и изменяет, преобразует их в целях удовлетворения своих потребностей в пище, жилье, одежде.
Человек является общественным существом, он не может стать человеком вне социального окружения, выжить в полной изоляции от других людей. Поэтому люди прикладывают немало усилий, чтобы создать оптимальный для их жизни социальный строй.
Заказать статью по философии у экспертов биржи Студворк!
Комментарии