Конфуций. Его идеал человека
Один из известнейших религиозных учителей был рожден в княжестве Лу. Он слыл образованным и трудолюбивым, к нему часто обращались за советом, поэтому его стали называть Кун Фуц - зы: «Почтенный учитель Кун». В Европе мыслитель обрел известность под именем Конфуций.
Его учение было посвящено соблюдению порядка, традиий, в особенности – семейных. Идеалом человека для Конфуция выступал честный работник, который должен был обладать такими качествами, как достоинство, справедливость, скромность, сдержанность, щедрость, любовь к людям, а также – чувством долга. Такие свойства личности представляли собой понятие «жэнь» – гуманность, присущую идеальному человеку: цзюнь-цзы.
Долг по Конфуцию
– нравственное обязательство, которое человек осознанно берет на себя. Цзюнь-цзы равнодушен к материальной стороне жизни, он посвящает себя служению ближним и поиску истины. Конфуций призывал: «Чего не желаешь себе, того не делай другим».[1]
Безупречный человек Конфуция – некий социальный идеал, сочетающий в себе все возможные добродетели. Впоследствии, когда учение Конфуция стало официальным, большое внимание было уделено внешней стороне соблюдения догм, а не внутреннему совершенствованию человека. Трактат Лицзи, появившийся в эпоху Хань, закрепил обязательные правила поведения на разные случаи. В связи с этим возникло выражение «китайские церемонии». Вместе с тем, эти нормы стали инструментом манипулирования личностью в зависимости от ее социального положения.
Нравственность и предназначение человека в представлении Конфуция
Конфуций говорил: «Благородный человек думает о долге, а мелкий человек о выгоде»[2].
Он признавал верховную власть Неба (Космоса, Мирового Порядка), над всем сущим. В то же время, нравственность конфуцианства – это нравственность, создаваемая самой личностью, а не заповедями, данными свыше. Совершенный человек Конфуция – это тот, кто сам делает себя и окружающий мир идеальным. В этом – его главное предназначение.
Предназначение человека в православии. Мысли Антония Сурожского
Если говорить о предзначении человека в православии, то, как известно, первые люди были совершенными, то есть, во всем подобными Богу, только до грехопадения. После совершенный человек становится другим, его потомки несут на себе след первородного греха. Исходя из Нового Завета и наследия святых отцов, можно утверждать, что предназначение человека в православии – приблизиться к Богу. Это происходит лишь волей Бога, а не мирским опытом , как у Конфуция.
Раз человек – несовершенен, ему стоит осознавать это, а значит – смиряться.Служить ближнему и сдерживать страсти присуще и христианству, и конфуцианству. Только в учении Конфуция происходящее зависит от человека, а в православии – от Бога. То есть, человек обладает свободой воли, однако должен надеяться не на себя, а на Творца. В этом состоит существенное отличие идеального человека Конфуция, который выступает творцом действительности, от идеального православного человека, который, прежде всего, – творение Божие, а творец – только Его промыслом.
Вывод
Христос Своей смертью словно показал понимание человеческого бытия. Из любви к Отцу и человечеству Сын Божий, абсолютно безгрешный, подвергся поруганию и мучениям на кресте, в то же время оставив людям высший пример смирения. Через евангельские притчи и проповеди Он делал то же, что и митрополит Антоний, и многие другие праведники: общался с людьми, выполняя волю Отца небесного, без Которого ничего не бывает. Через личное общение с Богом, выраженное в молитве, и участие в церковных таинствах, возвращается благодать и дается нужная для праведной жизни сила. Человек — не идеален, и вряд ли может постоянно таким быть.
При этом он может находиться как в миру, так и в отшельничестве. Вся жизнь людей так или иначе касается преодоления трудностей и стремления к чему-то лучшему: при условии, что в настоящий момент что-то не устраивает, вызывает вопросы. Существование не лишено проблем. В то же время разумный человек ищет пути их решения. Через воспитание в себе лучших качеств достигается душевное здоровье.
Конфуций сказал: «Своим примером побуждай людей трудиться»[2].
В этом и состоит истинное предназначение православного человека: не стать, как Бог, однако, вернуться к Нему и потерянному духовному совершенcтву.
План
1.Конфуций. Его идеал человека
2.Долг по Конфуцию
3.Нравственность и предназначение человека в представлении Конфуция
4.Предназначение человека в православии. Мысли Антония Сурожского
5.Вывод
Список сносок
*[1] Антоний, митрополит Сурожский. “Проповедник должен говорить о том, что является его опытом Бога” // Труды. Т. 1. М.: Практика, 2002. С. 955.
[2] Баландин Р.К. 100 великих гениев. – М.: Вече, 2004. – С.16
[1] Баландин Р.К. 100 великих гениев. – М.: Вече, 2004. – С.16
[2] Баландин Р.К. 100 великих гениев. – М.: Вече, 2004. – С.16*
Хотите стать автором студенческих работ или заказать сочинение по философии?
Комментарии