В истории философской мысли отдельного упоминания заслуживает арабская философия, которая наиболее полно проявила себе в Средневековье.
Арабская философия – совокупность философских взглядов и учений, которые были сформированы мыслителями Арабского халифата в Средние века.
В качестве основных представителей арабской философии Средневековья можно выделить таких мыслителей Аль-Кинди, Аль-Фараби и Ибн-Сина (Авиценна). На них и остановимся более подробно.
Аль-Кинди
Одним из первых известных представителей арабской средневековой философии был Аль-Кинди (801-873 гг.). В историю философии он вошёл как «философ арабов» и подобное прозвище лучше всего подчёркивает значимость вклада Аль-Кинди в развитие всей арабской философии.
Аль-Кинди в процессе изучения философии установил её тесную связь с основными естественнонаучными знаниями. Он пришёл к выводу, что для того, чтобы заниматься философией, необходимо, как минимум, хорошо знать математику.
На философские взгляды Аль-Кинди значительное влияние оказал Аристотель. Арабский философ активно переводил его труды и в целом выступал как последователь его идей и концепций. Следуя аристотелевским концепциям, Аль-Кинди определил философию как знание обо всё.
С точки зрения онтологии Аль-Кинди также следовал аристотелевской традиции, но он больше подчеркивал значение материи, определяя её в качестве первичной основы бытия.
Аль-Кинди был не только ярым последователем Аристотеля. Будучи набожным мусульманином и мыслителе, он привлекал аристотелизм для обоснования могущества и величия Аллаха. В ходе своих философских изысканий, Аль-Кинди приписал Аллаху обладание божественным знанием, которое недостижимо для философии.
Аль-Фараби
Практически в то же время, что и Аль-Кинди, жил другой известный мыслитель, внёсший заметный вклад в формирование и последующее развитие арабской философии. Речь идёт об Аль-Фараби (870-950 гг.).
Он оставил после себя огромное философское наследие, которое стало фундаментом для всех дальнейших арабских философов и последователей Аль-Фараби.
Аль-Фараби после себя оставил множество философских работ, которые можно разделить на две категории. К первой стоит отнести те работы, в которых арабским мыслителем изучаются законы мироздания, место человека в мире и возможности его познания. Рассуждая над данными вопросами, Аль-Фараби пришёл к выводу, что к их пониманию можно приблизиться, но для этого необходимо овладеть астрономией, геометрией и математикой. Именно данные науки дают необходимый фундамент для познания мира и места человека в нём.
Вторая категория философских работы Аль-Фараби была посвящена изучению живой природы. В них были изложены основы биологии, медицины, химии и физики.
В целом, круг интересов Аль-Фараби был обширен и уместным будет утверждать, что он интересовал практически всем. Он с большой вовлеченность постигал социологию, философию, педагогику, политику, этику и диалектику.
Размышляя о мире и его устройстве, Аль-Фараби пришёл к выводу, что всё в нём находится на шести ступенях, связанных между собой.
Ступени Аль-Фараби выглядят следующим образом:
- 1-ая ступень – зарождение;
- 2-ая ступень – появление;
- 3-ая ступень – развивающийся разум;
- 4-ая ступень – душа;
- 5-ая ступень – формы;
- 6-ая ступень – материя.
Согласно арабскому мыслителю, вышеперечисленные 6 ступеней хранили в себе то, что окружает абсолютно каждого человека.
Аль-Фараби также был религиозным мыслителем и в рамках своей философии определял Аллаха как первопричину существование всего, что есть в мире. Отдельное внимание философ уделял планетам и небесным телам, которые не похожи на земные формы и материи.
В соответствии с философской концепций Аль-Фараби, материя вечна и находится в тесной связи с формой. Форма также не может существовать без материи, так как она наполняет её.
Ибн-Сина (Авиценна)
После Аль-Кинди и Аль-Фараби, наиболее выдающимся арабским философом был Ибн-Сина (980-1037 гг.), который также вошёл в истории под именем Авиценна.
Ибн-Сина значительное внимание в своих исследованиях уделил философии, определив её как науку о бытии как таковом. По Ибн-Сине предметом философии является бытие в целом, а не его отдельные проявления.
Авиценна, размышляя о природе, признавал её объективное существование. В этом смысле он был материалистом, но категорично его причислять к ним не стоит, так как отдельные положения его философии были идеалистическими, а сам он был очень религиозным. Справедливым будет утверждать, что Ибн-Сина был человеком широких взглядов и выдающимся мыслителем своего времени.
Ибн-Сина, как и Аль-Кинди, был последователем Аристотеля и во многом разделял взгляды античного мыслителя. На протяжении всей своей жизни Ибн-Сина «очищал» античное наследие Аристотеля от всех тех схоластических дополнений и трактовок, которые появились в Средние века.
Ключевое место в метафизике Ибн-Сины и его философии в целом занимает теория эманации. Суть её заключалась в том, что весь мир не был создан Богом, а буквально возник из него естественным образом, путём эманации.
Ибн-Сина, рассуждая о Боге, пришёл к выводу, что если Бог вечен, то вечен и мир, который был из него создан.
Таким образом, можно отметить, что философское наследие Ибн-Сина было обширным и оказало значительное влияние на дальнейшее развитие арабской философии.
Хотите зарабатывать написанием студенческих работ или срочно нужно заказать доклад по философии?
Комментарии 1
интересно, спасибо за информацию