Классическая немецкая философия охватывает небольшой временной период – 80 лет с XVIII столетия по 1831 год. Это была эпоха Просвещения, культивирующая задачу преобразования общества и природы.
Немецкая философия приумножила и подвергла критике философские идеи эпохи Просвещения, она стала новым витком западноевропейской философской мысли. Немецкую классическую философию создали великие мыслители того времени – Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, творчество которых принято оценивать в единстве.
Их философские системы объединяют следующие постулаты:
- одинаковое понимание роли философии в культуре;
- вера в систематическую науку, дифференцированную по разделам;
- методологические принципы - рационализм, историзм, диалектика;
- гуманистические ценности человечества - свобода и достоинство личности, гражданские права.
Новые идеи философии, сформулированные в этот период:
- принцип познавательной активности по Канту,
- моральная и правовая основа личности по Канту,
- принцип единства мира, субъекта и объекта по Шеллингу,
- принцип единства противоположностей по Гегелю,
- систематика принципов и категорий диалектики по Гегелю,
- принцип исторической закономерности по Гегелю.
Важно отметить, что, конечно, определяющую роль в философии данного периода играл фактор идеалистической позиции, а также пантеизм, как отказ от божьего руководства, преобладание веры в величие природы.
Философская идея Гегеля
Безусловно, Георг Фридрих Гегель явился тем камнем, на котором выросло здание нового философского направления. По Гегелю мир представляет собой жизнь и деятельность всемирного разума, духа, который является объективным, безличным, идеальным началом, выступающим творцом. Таким образом, окружающая нас действительность – результат активности всемирного разума.
При этом всемирный разум придерживается следующим направлениям в своей деятельности:
- дух и абстрактное мышление;
- бытие природы и человек;
- духовная жизнь.
Под субъективным духом у Гегеля следует понимать сознание человека, под объективным духом – семью, гражданское общество, государство; абсолютный дух последовательно воплощен в искусстве, религии и философии.
Гегель первым предложил философскую идею о последовательном и закономерном развитии мирового духа в его воплощениях, а именно, в природе, истории, науке, искусстве, религии, человеке. Он увидел в движении духа диалектику и систему диалектических принципов и категорий.
Философское наследие Канта
Все труды известного философа Иммануила Канта, без которого невозможно представить современную историю философских идей, подразделяют на «докритический» период и «критический» период написания.
Кант представил материю как шарообразную массу, вращающуюся вокруг своей оси под действием гравитации, которая разогревается, внутри которой также есть некое ядро. При этом Кант исключил сотворение мира и пытался сформировать именно эволюционную модель всего мироздания.
Философ открыл новую гносеологическую систему, в которой определены познавательные способности человека – чувства, рассудок, разум. Чувственность по Канту – познание мира чувствами и ощущениями. Рассудок порождает логическое мышление. Рассудок по Канту опирается на чувства, а знание – синтез чувств и рассудка.
Априорными Кант назвал такие формы сознания, которые рождают познавательную деятельность, они изначально встроены в человеческий механизм познания. Априорные формы –естественный метод организации чувственного материала, включающий способность структурировать, работать с информацией о внешнем мире. Отсюда следует, что наука может и должна существовать. Мир устроен сложно и независимо от сознания человека. Суть научного познания заключается не в пассивном созерцании предмета, а в деятельности по конструированию идеализированных объектов.
На Студворк вы можете заказать статью по философии онлайн у профильных экспертов!
Комментарии