Людвиг Фейербах реформировал немецкую классическую философию, придал ей новое направление. Главное направление его теории – критика немецкого классического идеализма и утверждение материализма.
Фейербах посещал лекции Гегеля, посвятил ему диссертационное исследование под оригинальным названием «О едином всеобщем и бесконечном разуме» (1828), где он впервые рассмотрел разум как субстанцию или абсолютную реальность.
Фейербах считал, что подлинным объектом философского анализа может быть только человек, поскольку человек представляет собой единство мышления и бытия. В теории познания Фейербах подчеркивал роль чувств, рассматривая чувственный опыт как основу всего, цель познания и критерий истины. При этом, непринятие религии и критика религиозных верований была стержнем его жизни. Он считал, что религию родила человеческая нужда, что Бог – неизвестная сущность человека, к которой человек стремится.
Так появилась теория антропологического материализма, суть которой заключается в историческом своеобразии развития человека и его малоизученной природе. Фейербах объяснял принципы общественного устройства, право и политику, искусство и мораль, философию и религию, устои общества, а также науку именно природой и деятельностью человека. Таким образом, для философа самая важная наука – наука антропология, которая заключена в каждом человеке и объясняет его волю, чувства и разум, общественные способности как родовые силы.
Человеческая сущность по Фейербаху определяется социальными отношениями. Религиозные, нравственные, а также эстетические и другие чувства даны человеку природой, поэтому даются каждому по рождению обязательно.
Однако, есть нечто, что уравновешивает мир и деятельность человека. Любовь, по мнению Фейербаха, – средство созидания и та гуманистическая сила, которая вытесняет разрушение и ненависть, утверждает просвещение, мир и благополучие, обновляет условия жизни человека посредством научно-технического прогресса и необходимого для человеческого общества развития культуры, формируя коллективное сознание и желание преобразовать природу. Таким образом, его философия любви основана на идеалистическом взгляде на понимание истории развития человечества.
Итак, можно отметить главные принципы философских взглядов Фейербаха:
- отрицал абсолютный дух;
- отвергал идею тождества бытия и мышления;
- логически доказывал невозможность отчуждения абсолютной идеи;
- не признавал единства философии и религии;
- обосновал принцип антропологического материализма;
- считал, что окружающий мир познаваем, а познавательные возможности человека по мере его эволюции безграничны;
- называл основой познания чувственные ощущения;
- основал социальные взгляды на антропологической философии, в основе которой лежит человеколюбие, жизненные ценности, ценность общения;
- смыслом жизни считал стремление к счастью с другим человеком.
Таким образом, Фейербах завершил период классической философии и положил начало материалистической философии Энгельса и Маркса.
Заказать статью по философии у экспертов биржи Студворк!
Комментарии